Тихвинский приход в КазаниСетевой этнокультурный проект кряшенского народаПричастие
на главную о проекте ccылки rus kryash tat eng

Новости
Аналитика
Актуальные темы
СМИ о кряшенах
Современное положение кряшен
Духовная история и культура
Музыкальная культура и фольклор
Этнография
Перепись 2002
Правовой ликбез
Электронные конференции
Библиотека
Галереи
Газета 'Туганайлар'
'Кряшен Сюзе'
Книжная лавка
Издательство 'КряшИздат'
Ссылки


ЭТНОГРАФИЯ

В общей истории конфессионального самоопределения тюркских этнических сообществ известно, что они, в силу различных исторических причин, лишь в небольшой части сохранили свои древние, дорелигиозные верования. Большинство тюркских народов в определенные исторические эпохи выбрали и восприняли различные варианты таких мировых конфессий как буддизм, иудаизм, христианство или ислам. Это положение не обошло стороной и тюркские провинции Волго-Камского региона. Здесь доминирующим было влияние исламской цивилизации. При этом имелись и отдельные общины христиан. Некоторые этнические группы тюрков Волго-Камья до начала XX века сохраняли относительно цельные традиции дорелигиозной системы верования, с верой в культ киреметей.

С IX - Х веков значительная часть населения булгарского общества стала исповедовать ислам. Постепенно, к рубежу нового времени, булгарское мусульманское общество региона трансформировалось в татарскую нацию.

В средневековый период истории Булгара, Золотой Орды, Казанского ханства, население региона несло в себе ощутимое влияние христианства, христианской культуры. После присоединения Волго-Камского региона к России, сложились исторические условия, при которых часть булгарского населения, говорившая на диалектах чувашского языка, а также часть населения, говорившая на булгаро-кипчакском диалекте, образовали два этнокультурных сообщества православных христиан-тюрков. Основные признаки этнической культуры этих двух христианских сообществ получили свое оформление в глубинах истории Волго-Камского региона. История формирования этнической, а также конфессиональной культуры этих сообществ интересна и привлекает к себе внимание специалистов различных направлений в науке. Историческая судьба этнического сообщества чувашей-христиан привела их к созданию народности, которая на сегодня имеет правовой статус государствообразующего народа. Несколько другим оказалась судьба другой христианской общины, говорящей на булгаро-кипчакском языке. Наш раздел посвящен проблемам изучения истории, этногенеза, этнографии этой общины, т.е. кряшенского сообщества.

Самоназвание представителей этноконфессионального сообщества - кряшен, первоначально представляло собой только конфессионим, ибо кряшен в понимании народа всегда было синонимично понятию христианин. Этот конфессионим впоследствии вобрал в себя и свойства, содержание, характерных для понятия этноним, ибо кряшенское конфессиональное сообщество выработало в себе особый комплекс этнической светской культуры. Поэтому понятие "кряшен" стало иметь два уровня своего содержания. Происхождение этого самоназвания однозначно связывается с понятием крещеный, которое происходит из русского языка.

Вспомним, что в традициях русской истории и языковой культуры представителей многих тюркоязычных народов до начала ХХ века было принято называть общим термином татары. Отсюда естественно выводится, что христианские этнические группы народов Волго-Камья по русской традиции издавна называли крещеными татарами. Сами крещеные татары с названием крещеные татары никогда не соглашались, ибо для них понятие татар синонимично понятию мусульманин. Поэтому в их понимании это звучало как нонсенс - христианские мусульмане, с чем кряшены, исходя из своих традиционных суждений, категорически не согласны. Официально, нормативы татарского литературного языка, сформированные в новое время, понятие татар не связывают его с конфессиональным содержанием, оно означает лишь понятие народ, этническое сообщество, нацию. Исходя из этого, в современной татарской этнологии кряшенскую группу принято называть татары-кряшены или керяшен татарлары, как этноконфессиональное, этнографическое подразделение татарского национального сообщества. Таким образом, до сего времени в народе существует практика различного толкования понятий татар и кряшен. Одни трактуют их как конфессионим, а другие как этноним. Это до сего времени приводит к недоразумениям.

Кряшены или татары-кряшены, как их принято называть в научных и официальных источниках, имеют значительный потенциал традиционной культуры, основа которой генетически связана с древней этнической культурой народов Волго-Камского этнокультурного региона. Современная культура кряшен продолжает сохранять в себе многие уникальные, коренные свойства искусства, характерные для древней эпохи домусульманского и дохристианского слоя тюркско-булгарской цивилизации, которые уже слабо проявляются в культуре мусульманской общины татар. Этим особо ценна культура кряшен.

На сегодняшний день актуальными являются вопросы, которые касаются экологии этнокультурной системы народов нашего региона, нашей республики. Это относится и к тюрко-татарскому сообществу, которое имеет две конфессиональные общины. Мусульманская община составляет большинство населения. Христианская община представлена населением, которое проживает в свыше 300 селениях. Эти села расположены на территории Татарстана (около 200). Остальные, в соседних республиках, таких как Башкирия, Удмуртия, Мариэл, а также в Кировской, Самарской, Оренбургской, Челябинской областях.

Поддержка равновесия этнокультурных систем народов Волго-Камского края в современную эпоху является достаточно сложной задачей. Ее решение требует от общества осознанности имеющейся опасности разрушения его основ, и серьезных, волевых усилий по его сохранению. Остро встает проблема создания условий для сохранения живых и уникальных традиций языка, культуры, искусства и духовной культуры в христианской общине кряшен. Эти традиции являются общим культурным достоянием народов всего Волго-Камского региона, России и всего мирового сообщества. Постановка проблем этнокультурной экологии имеет прямое отношение к необходимости разработки механизма для выживания традиционной культуры кряшен в современную эпоху.

Для решения вопросов по сохранению этой культуры нужен комплексный подход, ибо отдельные целевые усилия реальных результатов могут и не дать. Для этого необходимо разработать общую стратегию развития материальной и духовной культуры кряшенского этноконфессионального сообщества. Нужно выработать определенные правовые нормативы и юридический статус кряшен, кряшенской культуры, которые работали бы в общереспубликанском и общероссийском правовом пространстве. Необходимо, чтобы они были скоординированы с внутренними планами развития культуры современного татарского национального сообщества в целом.

Нивелирование диалектных особенностей в традиционных культурах этнических групп татар долгие годы проводилось с благовидными намерениями подтягивания их к общепринятым казанско-татарским нормативам. Такая практика существовала, например, в отношении сибирских татар, астраханских татар-ногайцев, мишарей. Однако оказалось, что такой односторонний подход был не верен, ибо так теряются уникальные ценности, которые восполнить уже не удастся. Необходимо плановое развитие, прежде всего на уровне государственных программ в школьном образовании, не только общих, но и местных, диалектных традиций. Этот шаг был бы справедливым, гуманным и демократическим решением, ибо именно такая практика может реально привести к взаимопониманию, взаимоуважению и сплоченности народа. Желание определенной части татарской интеллигенции в плановом порядке ускорить процесс скорейшей унификации культуры татар, избавления от местных особенностей диалектов языка, музыки, обычаев и праздников, является мнимым благом, что приведет лишь к обеднению общей культуры татарского сообщества и утере ценностей, духовного наследия, имеющих многовековую историю.

Очевидно, что такие непродуманные шаги по унификации нередко приводят к обратной реакции общественности разных этнических групп, т.е. ведут к созданию условий, при котором срабатывает механизм инстинктов самосохранения этнических культур. Этот механизм приводит к тенденции развития оппозиции по отношению к унифицированным формам казанско-татарской культуры, к политике их реализации. В конечном итоге это дает повод для приписывания всех невзгод местных культур на Казань. Демократическое и взвешенное решение указанных проблем, при котором соблюдался бы паритет, и учитывались бы местные, а также общенациональные интересы, должны стать важным направлением в перспективной плановой работе и долгосрочной, перспективной и продуманной политике руководства республики и страны. Пустить на самотек эти процессы, значит не владеть ситуацией.


Крестик на счастье

С незапамятных времен мастерицы доверяли могуществу узоров самое сокровенное. Хакасские матери, вышивая для своих дочерей нагрудные украшения пого, зашифровывали свои пожелания полной радости и счастья жизни. Славянские, угорские, тюркские рукодельницы, с юных лет готовя себе приданое, украшали одежду, рушники, занавеси охранительными узорами, чтоб привлечь к себе добрые силы природы, а от злых - защититься.

Оказывается, наши современницы тоже не прочь положиться на магию разноцветных стежков.

Вышивка крестом давно превратилась в красивое хобби: кто-то расслабляется с пяльцами после напряженного рабочего дня, вышивая незатейливые миниатюры; кто-то неспешно украшает дом сложными картинами, которые могут состоять из нитей сотен цветов и оттенков. Тематические магазины предлагают огромный выбор схем для вышивки, да и в Интернете можно найти и заказать практически любую картинку или орнамент.

Но некоторые современные выши...


КРЯШЕНКУ ВСТРЕЧАЛИ ПО ОДЕЖКЕ:

Народная одежда - результат сложного и длительного исторического процесса. Она формировалась под влиянием различных факторов: социально-экономического развития, исторических причин, природно-географических условий, этнических традиций, религии, этнокультурных связей с другими, прежде всего, с соседними народами. Однако у кряшен этот процесс шел медленно. Вплоть до 30-х годов ХХ в. в быту кряшен значительную роль продолжало играть домашнее ткачество с целью изготовления тканей для пошива одежды. Это следует объяснять не столько низкой покупательной способностью населения, сколько его приверженностью к традициям, в частности, к древнему покрою (стилю) одежды.

'Береги и цени то время, что в колпаке ходишь', - говорили раньше. И вправду, период девичества был очень недолог. Кряшены спешили скорее отдавать замуж семнадцати - восемнадцатилетних девушек, ежели сватался достойный молодец. После венчания, перед...


ШЛА ДЕВИЦА:

В школьном возрасте носила длинные волосы. Как все подружки, хотела заплетать в две косы, но отцу это очень не нравилось. Он говорил, что кряшенки, дескать, только после замужества заплетают волосы подобным образом: Теперь-то я уж знаю, что девушки-кряшенки действительно заплетали волосы в одну косу и обязательно прятали ее в 'чэчкап'. Это своего рода узкий длинный мешочек по всей длине косы, украшенный монетами. На конце 'чэчкап' звенели 'чулпы' - уже работа ювелиров. Раньше девушкам не разрешалось ходить с непокрытыми волосами. Если дома носили фабричные и домотканые платки, то 'на люди' и на праздники одевали 'калпак'.

Калпак носили двух видов. Первый - вязаный из белых хлопчатобумажных ниток конусообразный трикотажный головной убор, завершающийся кисточкой. Он известен под названием 'ак калпак'. Носили его в сочетании с налобной повязкой 'ука-чачак'. Ука-чачак - это бахрома из посеребренных или позолоченных ниток. Повязывали его также и с 'к...


БЫТ НАГАЙБАКОВ. ПРОСТЫЕ ИСТИНЫ

П.МИНЕЕВ

Я с юных лет внимательно присматривался к жизни уважаемых односельчан различных национальностей и религиозных конфессий.

Мои предки и отец, и мать из нагайбаков - коренные казаки.

Многонациональное Нагайбакское казачье войско было создано в 1736 году и просуществовало до вхождения в Оренбургское казачье войско. Наши казаки подчинялись его Второму отделу, который со своими властными структурами находился в старом Южноуральском городе Верхнеуральске.

Смею заметить, что нагайбакский этнос начинался не с даты взятия Иваном Грозным Казани, а существовал, начинал развитие намного раньше.

Наша изба в Фершампенуазе, крытая тесом, рубленная отцом из сосновых бревен, поставленная на каменный фундамент, состояла первоначально из одной почти квадратной комнаты в четыре окна: два из них прорублены к солнцу, на восточной стене, два других - на южной стенке. Поэтому солнышко светило в комнату с само...


Үткәннәрнең җебе өзелмәсен

Бүгенге көндә Татарстанда Питрәч районы Керәшен Сәрдәсе авылы музее гына 'керәшен музее' дип йөртелә. Калганнары барысы да диярлек мәктәп күләмендә генә музей дип аталучы - борынгы әйберләр, авыл тарихы турында материаллар тупланган класс бүлмәләре. Шушы кечкенә генә авыл мәктәпләрендә дә үзәк музейларда да булмаган сирәк экспонатлар очратып була. Белгәнебезчә, мәктәп музейларын вакытларын да, акчаларын да жәлләмәүче, 'музей чире' йоккан укытучылар яшәтә. Элегрәк аларга музей түгәрәге дигән исем астында азмы-күпме хезмәт хакы түләнсә, 'оптимизация' шушы түгәрәкләрне дә кыск...


Ишек артында - хәзинә

В.МАКСИМОВА.

Бүгенге көндә Татарстанда 80нән артык дәүләт статусы алган һәм 200гә якын филиаллары булган музейлар исәпләнә. Әле тагын статус алмаган мәктәп музейларын да исәпләсәк, республика өчен шактый җыела, әмма бүгенге кризис заманасында музейларның матди хәлләре дә, физик торышлары да барысының бертөрле дәрәҗәдә. Бу ил буенча шулай дисәк тә ялгышмабыз, чөнки Санкт-Петербургтагы, Мәскәүдәге атаклы музейларның да "зар"ларын телевидениедән күреп, матбугат битләреннән укып, белеп торабыз бит. Иң авыры мәктәп музейларына туры килә. Бу эш бүгенге көндә бары тик энтузиастлар - тарих белән "авыручы" укытучылар ...


Әй, тау ягы, тау ягы...

Чынлап та, матур табигатьле таулы як икән Кайбыч яклары. Көзнең алтынга манылган чагы, кояшлы октябрь көнендә барып чыктык бу якларга. Бер-берсе белән укмашып өч авыл җирлегенә берләшкән 11 керәшен авылының берсе Олы Тәрбит кенә бераз читкәрәк урнашкан. Борынгы җырулары, җолалары сакланып калган, үзләренә генә хас үзенчәлекләре белән башкалардан бераз аерылып торучы бу төбәк керәшеннәрен галимнәр Тау ягы керәшеннәре яисә Мәлки керәшеннәре дип тә йөртәләр. 16 октябрь һәм 8 ноябрь көннәрендә Яңа Гасыр телевидениесе 'Дөнҗа күргән авазлар' исемле музыкаль язма күрсәтте. Күп кенә тамашачылар Мәлки керәшенн...


Исеменә күрә җисеме

Г. ЕГОРОВА.

Музее бар мәктәп - көчле мәктәп. Музейны ачып җибәрү, материаллар туплау, экспонатлар җыю, урнаштыру - болар барысы да тынгысыз эзләнүләр, түземлелек, һәм тырышлык таләп итә. Әле бит теге яисә бу әйберне таптың да, урнаштырдың, дигән сүз түгел. Музей тормышына җан өреп, аны яшәтү, укучыларга һәм авыл халкына биредә тупланган материалларның никадәр кыйммәт һәм кадерле икәнлеген төшендереп, алар күңелендә кызыксыну уята белергә дә кирәк.

Тукай районы Борды гомуми белем бирү мәктәбенең музее менә дигән киң, иркен бүлмәгә урнашкан. 1987 елда әлеге музейга нигез...


Экспонатларда - үткән тарих

В.МАКСИМОВА.

Музей туплау бик озак булса да, таркатырга бер көн җитә. Югалган тарих кабат җыелмый. Бүгенге көндә шәхси акчаларын гына түгел, вакытларын да исәпләмичә, үткәннәр белән бүгенгене бәйләргә тырышып йөрүчеләрне үзләрен музейларга куярлык...

2006 елда Алабуга районының Шүрнәк авылында беренче этнокультуралы керәшен мәктәбендә узган конференциягә барган хезмәттәшләрем мәктәп музееның бай булуы, экспонатларның урынлы һәм зәвык белән урнаштырылуы турында сөйләгәннәр иде.

Музейлар, бигрәк тә керәшен хатын-кызларының борынгы киемнәре белән кызыксынуым мине дә Ш...


Этнокультуралы мәктәптә

Р.МИХАЙЛОВА.

2006 елның 22 декабре көнне Алабуга районы Олы Шүрнәк авылында 'Этнокультуралы мәктәп шартларында туган телне, милли гореф-гадәтләрне өйрәнү, саклау һәм үстерү' исемле форум узган иде. Форумда сүз республикадагы милли хәлнең торышы, халыклар арасындагы дуслык, бу өлкәдә мәгарифнең тоткан урыны турында барды. Республиканың төрле төбәкләреннән килгән керәшен укытучыларының уртаклашасы проблемалары, фикерләре, уртага салып сөйләшәсе мәсьәләләре күп булды ул көнне. Укытуда һәм тәрбияви чараларда керәшен компонентларын кулланучы этнокультуралы Олы Шүрнәк мәктәбе бүген ничек яши соң?

Бу...


Алабугада атнакөн мәктәбе

Г.ЕГОРОВА.

Узган елның сентябрь аенда Алабуга шәһәренең 3нче гомумбелем бирү мәктәбе базасында Халыклар дуслыгы йортын ачу тантанасы булган иде. Алабугалылар эшне озын-озакка сузмый, биредә керәшен атнакөн (якшәмбе) мәктәбе ачып җибәрделәр. Бүгенге көндә ни хәлләрдә яшәп яталар, тернәкләнеп китә алган булсалар, нинди юнәлешләрдә эш башкаралар? Әлеге сорауларга җавап табу өчен Алабугага юл тоттык.

Атнакөн мәктәбен җитәкләүче Надежда Николаевна Мельникова шәһәрнең 8нче гомуми белем бирү мәктәбендә татар теле һәм әдәбияты укыта. Шул ук вакытта мәктәптәге Чулман буенда яш&...


Атнаның җиде көне

В.МАКСИМОВА.

Без бүген атнаның көн исемнәрен татарча, дөресрәге, фарсыча. атыйбыз. Хәзерге көн исемнәре татарларга XVIII һәм XIX йөзләрдә Урта Азия аша Ираннан кергәннәр, аларны ул заманнарда Бохарага барып дини уку йортларында укучы шәкертләр алып кайткан.

Фарсыча 'шәмбә' - көн дигән сүз. Шушы 'шәмбә' - көн сүзенә, татарча 'бер' дигән сүзне аңлаткан фарсыча 'як' сүзе кушылып, 'якшәмбә' (якшәмбе - беренче көн) исеме ясалган. Аның артыннан килгән көн исеменә, татарча 'ике' сүзен аңлаткан 'ду' сүзе кушылып, 'дүшәмбә' (дүшәмбе - икенче көн) исеме бирелгән. Аннан соң килгән көн исемнәренә тат...


Нагайбак музейлары

В.МАКСИМОВА.

Тарих-этнография музейлары үткәннәр белән бүгенгене тоташтырып торучы 'күпер' булып тора. Шуңа күрә бу күпер төзелгәндә үк ныклы фундамент белән төзелергә тиештер. Үз халыкларын яраткан, тарихларын белгән һәм өйрәнү ачышларын алга таба да дәвам итүче кешеләр төзесә генә бу күперләр ныклы була. Нагайбак авылларындагы музейлар менә шундыйлар тарафыннан төзелгән дә инде. Дүрт авылның берсеннән-берсе баерак, кызыклырак авыл музейларын күргәч, бу фикернең дөреслегенә тагын бер кат ышанасың.

Нагайбаклар яшәгән дүрт авылның һәрберсенең музее кайбер шәһәр музейларына да үрнәк булырлык. Бу муз...


О культуре протокряшен до XVI века

Макаров Г.М. - этномузыковед, научный сотрудник отдела искусствоведения ИЯЛИ им.Г.Ибрагимова АН РТ, преподаватель Казанской государственной консерватории им.Н.Жиганова

Одним из постоянно задаваемых вопросов, который можно услышать в различных аудиториях, сводится к тому, что возможно ли существова-ние отдельных общин татар-христиан в средневековую эпоху до сере-дины XVI века, т.е. до эпохи войн Ивана Грозного.

Наличие в ханском прошлом Среднего Поволжья, например, в Булгаре, общин тюрок-христиан давно известно в исто-рической науке. Так же, как и о наличии православной епархии с центром в столице Золотой Орды городе Сарае. Часто упоминается и случай об имевшемся проти-востоянии в городе Булгаре между представителями большинства му-сульманской и меньшинства христианской общин. В Булгаре это происходило так. Активным пропо-ведником христианства среди горожан был богатый человек по имени Авраамий. Его проповеди привели ...


О традициях культуры кряшен начала XX века

Макаров Г.М.

Кряшенское общественное движение стало активно проявлять себя уже после 1905 года. С этого времени начинает активно поддерживаться общественное мнение, что кряшены это отдельная народность, отличающаяся от татар, удмуртов, русских. Представители интеллигенции предпринимают меры по созданию и выходу газет, книг на родном языке, посвященных общественной и культурной жизни, начинают организовываться музыкально-поэтические вечера, проявляют интерес к традиционной культуре, фольклору.

Сложившаяся историческая ситуация привела к процессам объединения и началу консолидации кряшен в отдельную этнокон-фессиональную общность. Основными стали следую-щие факторы.

1. Принадлежность к православному христианству, где большинство положений веры было переведено на понятный, простонародный язык.

2. Разговорный и литера-турный кряшенский язык, в основу которого был положен вариант диалекта тата...


О судьбе этнических традиций кряшен в советский период

Макаров Г.М.

После 1917 года и издания декрета об отделении школы от церкви и церкви от государства была нарушена главная структурная база внутрикряшенских коммуникаций культуры и религии. С этого времени образовательные и культурно-просветительные учреждения государства были нацелены на нивелирование местных традиций культуры, а попытки их развития, предпринимаемые отдельными энтузиастами, считались проявлением национализма и жестко пресекались. Для быстрейшего вхождения кряшен в структуры татарской культуры издавались татарско-кряшенские словари. Например, Беляев Гаврила. Толковый словарь татарско-арабских слов для кряшен (Казань: 'Яналиф', 1929). Это должно было способствовать переходу кряшенских школ на общетатарские учебные программы и общелитературный татарский язык.

Локальные традиции культуры продолжались лишь в инерции общинных и семейных праздников, запретить и контролировать проведени...


О развитии культуры в современный период

Макаров Г.М.

Сегодня, в постсоветское время, формируются новые позиции и расклад разных сил республиканского политического общества и в отношении взглядов на судьбу разных этнических групп татарского народа. Имеются тенденции декларативного характера, исходящие от определенного круга национального движения татар-мусульман, имеющих крайние позиции, о необходимости скорейшего возвращения кряшен в ислам и 'воссоединение' их с татарской нацией. Это абсолютно неприемлемый вариант. Это, скорее всего, может дать обратный эффект и стать одной из причин выталкивания кряшен из структур татарской национальной культуры.

Интеграция кряшен современного времени с общетатарской культурой взаимоувязана достаточно крепко. Однако это может оказаться зыбким, если имеющиеся связи не будут подкреплены созидательными и цивилизованно-правовыми решениями, способными положительно разрешить статус кряшен в общетатарском культурном и ко...


Нагайбаки

Макаров Г.М.

Судьба этнической подгруппы кряшен, которая долгое время находилась в казачьем сословии и известна под названием нагайбаки, сложилась при постоянно изменяющихся условиях исторического, социального, конфессионального развития России. Нагайбакское население проживает ныне в полутора десятках селений, расположенных в предгорных и степных районах Южного Урала (Челябинская область). Оно до сего времени хранит память о своем историческом прошлом. Изложим вкратце суть этих исторических преданий, ибо это знакомство может дать ключ к пониманию многих сторон своеобразия традиционного искусства этой этнографической группы.

Спустя почти столетие после событий 1552 года и покорения Казани Иваном Грозным предки нагайбаков еще продолжали жить в Заказанье (Дубъязский, Арский, Балтасинский, Сабинский районы). Нагайбаки бережно хранят оставшиеся в памяти названия этих деревень. Например, Кили (Килеево), Балыклы, Курса (Курчеево), находящие...


Вопросы изучения инструментальных традиций кряшен

Макаров Г.М.

Этническая инструментальная культура кряшен является составной частью традиционного музыкального наследия всего сообщества народов Волго-Камского этнокультурного региона. Интерес к инструментарию этой этнической группы не слу-чаен, ибо кряшены имеют зна-чительный потенциал традиционной диалектной культуры, содержащий уни-кальные элементы искусства древнего волго-камского типа. Поэтому иссле-дования по материальной и духовной культуре кряшен являются важным направлением в этнологии Волго-Уральского региона. Интерес к изучению и сбору полевых этнографических материалов связан с сохранностью у них многих реликтов общинной и семейно-родовой организации, обрядовой культуры, диалект-ной лексики и грамматических форм, декоративно-прикладного ис-кусства, устного и музыкально-поэтического фольклора. Эти материалы сущест-венно пополняют знания по истории формирования региональной культуры народов Волго-Кам...


Литература о кряшенах

  • Алга барыйык (газета выходила в Елабуге, 1918 г.) редактор Зубков.
  • Аппаков М. Святочные игры у крещеных татар Казанской губернии. Казань, 1877.
  • Аппаков М. Рассказы крещеных татар д. Тавелей и Алексеевского выселка Ямашевского прихода Чистопольского уезда о происхождении кереметей. - Известия по Казанской епархии, 1876, ? 11.
  • Апостол. - Казан, 1907. Апостоллар белән тиң Мария Магдалина. - Казан, 1898 8 б.
  • Биләй Г. Шигырьләр җыентыгы. - Казан, 1931 80 б. (яңалиф).
  • Беляев Н.П. Татар беренче баскыч мәктәпләрендә нәфис сәнгать (рәсем) өчен кулланма. - Бөгелмә, 1929 (46 б.)
  • Богословский Г.К. Атлас Казанской епархии по уездам ( с картой народонаселения Казанской губ. по племенам). - Казань, 1895.
  • Багряшевский, Василий (Тарасов Василий). Көмеш язулы алтын кош турында әки...

 

НАВЕРХ


© Сетевой этнокультурный проект kryashen.ru, 2002.
Создание и поддержка - НКЦ кряшен г.Казани и Республики Татарстан.
Идея - Александра Журавского. Дизайн - Ольги Святкиной.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на kryashen.ru обязательна.
Вопросы, предложения, замечания и отзывы: