Тихвинский приход в КазаниСетевой этнокультурный проект кряшенского народаПричастие
на главную о проекте ccылки rus kryash tat eng

Новости
Аналитика
Актуальные темы
СМИ о кряшенах
Современное положение кряшен
Духовная история и культура
Музыкальная культура и фольклор
Этнография
Перепись 2002
Правовой ликбез
Электронные конференции
Библиотека
Галереи
Газета 'Туганайлар'
'Кряшен Сюзе'
Книжная лавка
Издательство 'КряшИздат'
Ссылки


ШЛА ДЕВИЦА:

В школьном возрасте носила длинные волосы. Как все подружки, хотела заплетать в две косы, но отцу это очень не нравилось. Он говорил, что кряшенки, дескать, только после замужества заплетают волосы подобным образом: Теперь-то я уж знаю, что девушки-кряшенки действительно заплетали волосы в одну косу и обязательно прятали ее в 'чэчкап'. Это своего рода узкий длинный мешочек по всей длине косы, украшенный монетами. На конце 'чэчкап' звенели 'чулпы' - уже работа ювелиров. Раньше девушкам не разрешалось ходить с непокрытыми волосами. Если дома носили фабричные и домотканые платки, то 'на люди' и на праздники одевали 'калпак'.

Калпак носили двух видов. Первый - вязаный из белых хлопчатобумажных ниток конусообразный трикотажный головной убор, завершающийся кисточкой. Он известен под названием 'ак калпак'. Носили его в сочетании с налобной повязкой 'ука-чачак'. Ука-чачак - это бахрома из посеребренных или позолоченных ниток. Повязывали его также и с 'калпак-чачак'. Шился он из темного бархата или сатина. Его отвисающий назад конец также имел кисточку, а верхняя часть украшалась тамбурной вышивкой (более поздние образцы) или просто разноцветными лентами. В музеях встречаются и более ранние калпаки, выполненные кряшенской вышивкой (счетная гладь) и одновременно отделанные лентами.

Крой девичьего платья ничем не отличался от женского. Для молодых выбирались обычно более светлые, веселые тона пестряди. Среди сохранившихся девичьих платьев иногда встречаются довольно оригинальные по пошиву, сшитые обычно из однотонного сатина. Вроде и крой все тот же старинный, но мастерицы, не нарушая традиций, умудрялись сделать своеобразным свое творение. Это выражается в форме рукавов, замысловатых защипах, декоративных строчках. За все время этнографических экспедиций, я еще не встречала два одинаковых платья, хотя на первый взгляд они не отличаются по крою: Вот уж чего не скажешь о фартуках! Носили самые разные. Отличаются разнообразностью особенно поздние девичьи фартуки. Перед Отечественной войной 1941 года и после нее девушки-кряшенки на праздники одевали уже не самотканые, а вышитые, с кармашками, с крылышками, сшитые из фабричных тканей фартуки. Так же следует отметить, что платье никогда не носили самостоятельно. Фартук являлся обязательным к нему приложением. Исключением было, когда поверх платья надевали длинный камзол - 'жилэн'. Носили его только женщины, и то редко, так как этот дорогой наряд могли позволить себе не многие.

Помню, еще бабушка рассказывала: 'Соберутся девушки у родника на хоровод - 'тугэрэк уен', будто на поле цветочный луг, здесь же звон монет и звонкие песни:' Да, девушки-кряшенки всегда 'звенели', потому что носили обязательный атрибут женского костюма - шейное украшение из монет - 'тамакса'. Любили браслеты с монетками, их носили парами. Также предпочитали перстни с парными монетками - 'тэнкеле йозек'. Косу прятали в монетный чачкап. Как не будешь 'звенеть', если кругом обвешана серебром! А ведь звон серебра отпугивает все нечистое, в это издревле глубоко верили.

Обувались девушки в кожаные ботинки и сапоги. Их заказывали, покупали и одевали только по большим праздникам. Также шили легкие тапочки из кожи с завязками, их называли 'ч?рек башмак'. На повседневную работу носили лапти, благо, липы в наших краях достаточно. Лапти многие плели сами, а девичьи умудрялись украшать яркими шерстяными нитками.

Зимой все носили валенки домашнего изготовления.

Из теплой одежды девушкам шили 'армяк'. В нынешнем понимании это демисезонное пальто. Верхнюю одежду типа армяк в разных местах называли по-своему. На самом деле, это тот же самый кафтан, только шьется сезонно из толстых тканей, с отрезной талией, отделывается тесьмами или строчкой.

Зимой также носили овчину-борчатку. Теплые шали для зимы женщины вязали сами или делали из сукна.

В заключении хочется отметить, что кряшенки раньше одевались соответственно возрасту и статусу. Долгое время, вплоть до войны, старались придерживаться этих неписанных законов. К сожалению, сегодня сходят на нет не только старинные образцы одежды из бабушкиных сундуков, но и стирается память о 'статусах'. На недавно прошедшем фестивале молодых исполнителей кряшенской песни 'Туым жондозы' - 'Рождественская звезда' я стала свидетелем того, что на головах многих девушек были женские головные уборы 'сурэкэ'. Нередко на сцене можно увидеть и довольно солидных женщин в девичьих 'калпак-чачак'. Наши мудрые предки знали то, что красиво сидит на 17-летней - не смотрится на 70-летней или наоборот! К сожалению, сегодня мы часто видим обратное. На сцене выступают 17-летние 'бабушки' и 70-летние 'девушки':

01.03.2011
 

НАВЕРХ


© Сетевой этнокультурный проект kryashen.ru, 2002.
Создание и поддержка - НКЦ кряшен г.Казани и Республики Татарстан.
Идея - Александра Журавского. Дизайн - Ольги Святкиной.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на kryashen.ru обязательна.
Вопросы, предложения, замечания и отзывы: