Тихвинский приход в КазаниСетевой этнокультурный проект кряшенского народаПричастие
на главную о проекте ccылки rus kryash tat eng

Новости
Аналитика
Актуальные темы
СМИ о кряшенах
Современное положение кряшен
Духовная история и культура
Музыкальная культура и фольклор
Этнография
Перепись 2002
Правовой ликбез
Электронные конференции
Библиотека
Галереи
Газета 'Туганайлар'
'Кряшен Сюзе'
Книжная лавка
Издательство 'КряшИздат'
Ссылки

КЕРЕШЕН СУЗЕ

Кто спасет исчезающие ценности,
или перспективы развития культуры кряшен в современных условиях

Геннадий МАКАРОВ, этнограф, старший научный сотрудник института языка, литературы и истории имени Г.Ибрагимова Академии наук республики Татарстан

Геннадий МакаровВ общей истории конфессионального самоопределения тюркских этнических сообществ известно, что они, в силу различных исторических причин, лишь в небольшой части сохранили свои древние, дорелигиозные верования. Большинство тюркских народов в определенные исторические эпохи выбрали и восприняли различные варианты таких мировых конфессий, как буддизм, иудаизм, христианство или ислам. Это положение не обошло стороной и тюркские провинции Волго-Камского региона. Здесь доминирующим было влияние исламской цивилизации. При этом имелись и отдельные общины христиан. Некоторые этнические группы тюрков Волго-Камья до начала XX века сохраняли относительно цельные традиции дорелигиозной системы верования, с верой в культ киреметей.

В средневековый период истории Булгара, Золотой Орды, Казанского ханства население региона несло в себе ощутимое влияние христианства, христианской культуры. После присоединения Волго-Камского региона к России сложились исторические условия, при которых часть булгарского населения, говорившая на диалектах чувашского языка, а также часть населения, говорившая на булгаро-кипчакском диалекте, образовали два этнокультурных сообщества православных христиан-тюрков. Основные признаки этнической культуры этих двух христианских сообществ получили свое оформление в глубинах истории Волго-Камского региона. История формирования этнической, а также конфессиональной культуры этих сообществ интересна и привлекает к себе внимание специалистов различных направлений в науке. Историческая судьба этнического сообщества чувашей-христиан привела их к созданию народности, которая на сегодня имеет правовой статус государствообразующего народа. Несколько иной оказалась судьба другой христианской общины, говорящей на булгаро-кипчакском языке. Данный материал посвящен культуре и жизненным интересам этой общины, самоназвание которой - кряшены.

Читать всю статью >>>


По велению времени

Алексей ШАБАЛИН, председатель республиканского центра кряшен Татарстана, президент Межрегионального Союза объединений кряшен

Алексей Шабалин Многолетняя работа по сохранению и восстановлению культуры кряшен вызвала необходимость объединения первичных организаций в городах и районах, что привело к созданию республиканского центра кряшен Татарстана, затем объединения Центров кряшен Татарстана, Башкортстана и Удмуртии в Межрегиональный Союз. Подводя итоги не только трехлетней деятельности центра, но и размышляя о десяти пройденных годах нашего движения, хочется сказать несколько слов о наших достижениях.

Я считаю, что главное наше достижение в том, что нам удалось развернуть работу за пределами нашей республики. Создание Межрегионального Союза национально-культурных объединений кряшен трех республик ярко продемонстрировало, что с добрососедскими отношениями у нас все в порядке. Союз создан для того, чтобы консолидировать кряшен трех республик, объединить наши силы, определить общие цели и вместе решать поставленные задачи. И результат налицо.

Читать всю статью >>>


Страна Нагайбак

Людмила БЕЛОУСОВА

Казаки
Последний атаман п.Фер-шампенуаз Ф.А.Танаев (справа) со знатным одностаничником А.Ф.Никитиным

В 1734-35 годах Оренбургскую губернию всколыхнули башкирско-татарские восстания против российского императорского престола. Кряшены, населяющие часть территории Уфимского уезда, к восстанию не присоединились. То ли способствовал этому их миролюбивый нрав, то ли свое дело сделала православная вера здешних кряшен, живущих в окружении киргиз-кайсаков и башкир - сказать трудно. Но со стороны царского правительства этот случай не замеченным не остался. Императрицей Анной Иоанновной за верность правительству кряшены были освобождены от ясака, получили в собственность земли и обращены в казачье сословие.

Читать всю статью >>>


Постановление
конференции Республиканского национально-культурного центра кряшен Башкортостана, проходившей 31 марта 2001 г. в селе Бакалы

Обязать Совет РНКЦ кряшен разработать план практических мероприятий на предстоящий период, а именно:

- при районном краеведческом музее создать этнографическую экспозицию кряшен, а в селах и деревнях - исторические уголки;

- просить руно, управление культуры рассмотреть вопрос включения в учебную программу изучение культуры народа кряшен, содействовать в создании детских фольклорных коллективов в школьных и дошкольных учреждениях;

Читать всю статью >>>

Большое поле деятельности

В многонациональной семье народов Башкортостана уже три года активно стараются заявить о себе кряшены - сравнительно небольшая группа населения с наиболее заметным количеством в Бакалинском районе.

Понятно, что кряшены, как и все другие народы, имеют свою история, культуру, обряды, традиции, обычаи, героев, язык и все, чем богат любой народ. Что будет с этим народом в третьем тысячелетии - зависит от каждого. Наша республика, наш район многонациональны. Хотя в официальной статистике кряшены отдельной строкой не выделяются, тем не менее в 23 населенных пунктах компактно проживают 9600 человек, что составляет около 28 процентов населения Бакалинского района. Центр кряшен создан именно в Бакалах. Главной задачей центра является содействие в развитии духовной культуры, расширение и углубление знаний об истории, сохранение и возрождение кряшенской культуры в целом, укрепление дружбы народов.

Читать всю статью >>>

Церковный канон звучит по татарски,
а точнее - по кряшенски

Позвонив в церковь Тихвинской Божией Матери, я имела неосторожность сказать, что хочу написать материал о крещеных татарах.

- Мы не крещеные татары, мы - кряшены, - строго поправили меня.

Так я узнала, что кряшены - это не татары. Это особый народ, исконно живущий в Поволжье с древних времен.

Кряшены и роман Дюма

В церковь, спрятавшуюся в Тукаевском переулке, на задворках здания горгаза, я пришла в вербное воскресенье вечером. Народу было мало - основная часть прихожан, как мне объяснили, побывали на утренней праздничной службе.

Читать всю статью >>>


Кстати...

Бакалы - самое большое село по численности проживающих в нем кряшен.

***

Имена полного кавалера орденов Славы Я.Костина и Героя Социалистического Труда Е.Кирилловой увековечены в одноименных названиях улиц райцентра.

Читать всю статью >>>

 

 

 

НАВЕРХ


© Сетевой этнокультурный проект kryashen.ru, 2002.
Создание и поддержка - НКЦ кряшен г.Казани и Республики Татарстан.
Идея - Александра Журавского. Дизайн - Ольги Святкиной.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на kryashen.ru обязательна.
Вопросы, предложения, замечания и отзывы: