Тихвинский приход в КазаниСетевой этнокультурный проект кряшенского народаПричастие
на главную о проекте ccылки rus kryash tat eng

Новости
Аналитика
Актуальные темы
СМИ о кряшенах
Современное положение кряшен
Духовная история и культура
Музыкальная культура и фольклор
Этнография
Перепись 2002
Правовой ликбез
Электронные конференции
Библиотека
Галереи
Газета 'Туганайлар'
'Кряшен Сюзе'
Книжная лавка
Издательство 'КряшИздат'
Ссылки


МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА И ФОЛЬКЛОР

Исторические документы о кряшенах, сохранившиеся в архивах Москвы и Петербурга и прозвучавшие на наших конференциях, позволяют нам убедиться в том, что наш народ в последние пару веков не менял своих обрядов и уставов. Наверное, это относится и к жанру кряшенского фольклора - в стилевом значении. Но в количественном и в качественном потери были огромны. Особенно это касается временного отрезка с 30 по 90-е годы прошедшего века. Одним росчерком пера Сталинского правительства, в одночасье соединенные с другой нацией, кряшены оказались под двойным давлением. По данным переписи 1926 года количество кряшен составляло более 100 тысяч человек (для сравнения, гагаузы - тоже 100 тысяч), фактически оказалось в абсолютном бесправии - и по сей день.

Местные чиновники с молчаливого согласия сильных мира сего, и сегодня слишком буквально понимающие и рьяно исполняющие все писаные и не писаные директивы для кряшенского населения, бесчинствовали особо. Так было до войны - по рассказам дедов, во время и после войны - по рассказам родителей. Так было и при мне - в 60-е и так далее. Все "кряшенское" подпадало под запрет - психология, этнография, язык, фольклор - все и вся.

Радио, потом и ТВ, работало по секретным директивам; к сожалению по отношению к кряшенам даже сейчас ничего не изменилось.

Еще недавно некоторые попытки возродить свои обычаи приводили к физическим расправам. Например: в нашем селе решили за счет народа (не колхозных средств) провести (65 год) кряшенский майдан "Симит", именующий вековые традиции. Приехал председатель колхоза, все собранное втоптал в грязь, зачинщиков отстегал кнутом, а через несколько дней в соседних селах прошел татарский "Сабантуй". Таких случаев за эти годы в истории кряшен - не перессказать. Но кряшены не сдались и не испугались.

Народ просто затаился.

Молились в своих домах, собирались по домам, на праздничных застольях поочередно перепевали все и вся. За три дня свадьбы исполняли без повтора - обрядовые, игровые, застольные и т.д.

В конце 80-х с изменениями в обществе, сначала робко, потом все оживленнее становились и кряшены. Казалось идет демократизация общества: Кряшены возвращались к своим обычаям. За 10 лет (1990-2000), благодаря умениям кряшенских обществ и пожертвованиям кряшен, было проведено множество фестивалей и народных праздников кряшен в городах и селах.

Фольклорное искусство кряшен вызвало большой интерес в обществе, полюбилось в самых широких слоях населения.

Появилась надежда! Окрыленный народ кряшен единогласно поддержал референдум за создание республики Татарстан.

Сегодня почти в каждом населенном пункт, где проживают кряшены, можно создать неповторимый фольклорный коллектив. На фестивале кряшен 2001 года участвовало более 50 коллективов только из Татарстана.

О традиционной песенной культуре кряшен можно и нужно писать очень много. Жанр этот мало изучен. Абсолютно отличный от традиций других народов, фольклор кряшен требует больших научно- изыскательных проектов на серьезном уровне. Здесь я хочу изложить свои мысли, как профессиональный вокалист и музыкант и потомственная кряшенка.

Итак: cтруктура строения мелодической линии таковы, что в ней заложена возможность своеобразного полифонического развития. Традиционно произведения начинаются с одноголосия, иногда через несколько тактов, иногда через период (8 тактов) другой голос присоединяется к первому и ведет свою линию интерпретации - то уходя, то возвращаясь, создает свой мотив внутри произведения, далее голоса - иногда по порядку, иногда все разом - подхватывают и несут хором в эмоциональные высоты патриотизма и единства духа.

Таким образом, это полифоническая песня может развиваться до многочисленного количества голосовых разветвлений, одновременно сохраняя общую целостность мелодического и ритмического рисунка. Полнозвучность и особая мощь и красота достигается при слиянии мужских и женских голосов. Традиционный фольклор кряшен включает в себя разнообразие тематики и форм. Тут и обрядовые, игровые, застольные и т.д.

Особого внимания достойны стихотворные тексты кряшенских песен. Веками отшлифованные формы стихов на кряшенском языке полны особой одухотворенности. Иногда они конкретно-сюжетны, иногда поэтичны, а в целом высокоэтичны, глубокочеловечны и естественны.

Таким образом, органичное сочетание оригинальной полифонии с высоким стихом веками создавалось, шлифовалось и впитывалось каждым поколением наших предков.

Очень может быть: народ, просто называющий себя кряшенами, является носителем культуры древнейшей цивилизации Прикамья.

Я помню с детства праздник: "Майдан" называлось место, а имя праздника - "Симит". Он обычно начинался к вечеру, с традиционным всеобщим хоровым ходом с начала деревни до майдана. Односельчане и гости, взявшись под руки друг с другом, шли во всю ширь улицы в несколько рядов (мужчины, женщины, бабушки и дедушки, молодежь, а дети впереди всех) плавным ходом, распевая песню-гимн деревни "Урам кое" ( в каждом селе есть свои гимны - "Солдат озату" и т.д.), и я - подросток - тоже где-то рядом, слушая. В какой-то миг единая мощная гармония голосов заполнила все пространство в вечерней чистоте - казалось, звуки и небеса соединились воедино (тот миг, должно быть, решил мою дальнейшую судьбу). Такая традиция, существующая в каждом кряшенском селении, чувство единения и родства душ, очищения, чистоты - вот философия жизни кряшен.

Представим себе такое шествие в кряшенских народных костюмах, украшенных монетами из чистого серебра. Вот она - картина, достойная кисти художника. Повсеместно, сохраняя единый стиль одежды, народ кряшен создал великое множество интерпретаций и деталей, световых гамм и украшений; все они - готовые формы для сценического костюмирования. Знаменитый путешественник и ученый своего времени - Карл Гунн - оставил нам в подарок 5 рисунков кряшенской женской одежды, копии которых я прилагаю ( Из архива Петербургского Гос. музея).

Важно также сказать о существовании традиционной вокальной школы кряшен: это особый прием озвучивания тембра голоса, применение грудно-голосовых, носовых пазухов и дикционную чистоту, в результате позволяющую исполнять особо ровным звуком на широком дыхании и неустанно петь очень долгое время.

Очень интересное направление представляет собой народная хореография кряшен. Каждый танец имеет классифицированное название. Например танец "Чабата", "??ea", "Ышкып бию" - все они имеют свою особую мелодию, их можно станцевать - каждый - только под свою мелодию. Здесь важен и размер танца, и акцент сильной доли, и протяженность рисунка танца.

Таким образом, традиционная культура народа кряшен во всех ее проявлениях - как ценнейший вид культуры древней цивилизации, сохранивший генетические корни и память наших предков - сегодня очень актуален. Это вид искусства, воспитывающий в каждом из нас музыкально- поэтические, этические, эстетические и психологические, т.е. высокие нормы человечности. Эта уникальная культура ценна для всей истории человечества. Как любое направление подлинного искусства, сохранение и развитие данной культуры требует государственной защиты. Необходимы незамедлительные решения, такие как:

1. создание отделения- лаборатории в творческом вузе по изучению всех жанров кряшенского искусства;

2. создание государственного фольклорного коллектива;

3. создание теле- и радиопередач;

4. создание школ, гимназий и т.д.

Но важнее всего - соблюдение прав народа кряшен.


КИҢӘШЛЕ ЭШ ТАРКАЛМАС

Язларда борын төрткән тал бөреләре кешеләргә уяну, яшәү дәрте, күңел көрлеге алып килгән кебек, "Бәрмәнчек" керәшен дәүләт фольклор ансамбле дә чыгышлары белән әкрен генә тамашачылар күңеленә керә бара. Әле күптән түгел генә Чаллыда узган Нардуган бәйрәмендә тамашачыларны сокландырырлык чыгыш ясап киттеләр. 17 апрель - Бәрмәнчек бәйрәме көнне Чаллыга алар зур концерт программасы белән кабат барачаклар.

Аларның соңгы вакытлардагы эшләре, яңалыклары турында ишетеп торабыз, шулай да, җай чыккач, үзләре белән дә күрешеп сөйләшергә булдык. 11 февраль көнне җитәкчелек кече киv...


СВЯТКИ В МАМАДЫШСКОМ И ЛАИШЕВСКОМ УЕЗДАХ

К нам в руки попали архивные документы, относящиеся к 1903 году. Там описываются святки у старокряшен. Автор работы - Роман Даулей, напечатана она 'по определению Совета общества Археологии, Истории и Этнографии при Императорском Казанском Университете'. Предлагаем читателям сокращенный вариант этого уникального документа, возвращающего нас в начало прошлого столетия.

25 декабря. День клонится к вечеру. На горке за селом куча ребят: кто с салазками, кто на самодельных деревянных коньках, а кто и просто, разве только имеет палку в руках. Шум, толкотня, раздается брань, слышится плач; с горы спускаются с криком на салазках или на коньках; под горою повторяется то же, что на горе: падают, ушибаются, жалуются друг на друга; прошла минута - позабыта и злоба; побранившись вдоволь, враждовавшие спокойно садятся на одни салазки и, затянув песню, пускаются с горы.

Вот уже стемнело. В тусклых стеклах мужицких изб слабо з...


Заклятье каменной горы

С.ВДОВИНА

Записано со слов Бидяновой Марии Флегонтьевны (1928 г.р., с.Кассель)

Язса язсын ризык читтә,

Тупрак читтә язмасын...

(Из нагайбакской песни).

Жил в одном селе батыр силы великой. Невеста его жила в соседнем селе. Настал черед свадьбы, и поехал батыр за невестой через Таш-Тау - Каменную гору. Увидел он по дороге змею, греющуюся на камнях, на солнце. Не утерпел, остановил коней и убил ее. А змея, умирая, показала ему свои ноги, в два ряда, шесть пар.

И уже когда шла свадьба, батыру стало худо, не смог он провести даже первую ночь с женой. К утру покрылся гнойничками, сыпью. Куда только его ни возили родственники, как только ни лечили. Ничего не помогало. Повезли тогда к курэзэ - знахарке. Курэзэ ему сказала: 'Тебя никто, никогда не сможет вылечить. Ты убил любимую жену Жылан падшася - Царя змей. Перед смертью она тебе показала ноги, этим наложила...


'Талир тәнкә' - большие таланты в деревне

В Мамадышском районе есть место, где у подножия зеленых холмов бьет ключом чистейший родник, впадающий в речку Берсут, у которого расположена деревня Владимирово. В деревне говорят, что с родниковой водой входит в кровь местных жителей любовь к пению. И правда, много во Владимирове талантливых певцов, но, пожалуй, самый известный среди них народный артист Республики Татарстан Георгий Мефодьевич Ибушев. Он - гордость всей деревни и образец для подрастающего поколения. Воодушевленные таким примером, дети тут с малых лет хотят заниматься музыкой и пением. Для этого во Владимирове силами местных учителей в 2002 году создан детский фольклорный ансамбль 'Талир тәнкә'. Руководителем ансамбля является директор Владимировской общеобразовательной школы Елена Алексеевна Бачкова. Она вместе со своим мужем-баянистом Николаем Петровичем обучают детей кряшенским песням, обычаям и обрядам. На сегодняшний день ансамбль с...


Яңа Балыклы 'Туганайлар'ы

Башкортстанның Үмер авылында Микайлу көнендә узган көзге бәйрәмгә кунак булып килгән фольклор ансамбльләре арасында киемнәре белән башкалардан шактый аерылып торган адашыбыз - 'Туганайлар' ансамбле күпләрдә зур кызыксыну уятты.

Уфаның Үзәк телевидение журналистлары да күбрәк алар тирәсендә бөтерелде. Инде олыгаеп барсалар да, әле яшьләрчә дәртле бу түтиләр, ялтыр күлмәкләребез юк, дип тормаганнар, әниләреннән, әбиләреннән калган алача күлмәкләр, алъяпкычлар киеп, керәшенчә итеп, чуклы яулыкларын ябып, түшлек-тамаксаларын тагып, тирә-юньгә нур чәчеп, магнит кебек үзләренә тартып йөрделәр.

Сәхнәдә ...


Җакшы теләк - җан азыгы

Филология фәннәре кандидаты, Г.Ибраһимов исемендәге Тел, әдәбият, сәнгать институтының өлкән фәнни хезмәткәре Ольга Бятикова керәшеннәрнең гореф-гадәтләре, йола, уен-җырларын өйрәнү кебек бик тә кирәкле эш белән дә шөгыльләнә. Бүген яшь галимәнең шундый хезмәтләренең берсен сезгә дә тәкъдим итәбез.

Көн туса да, эш башласа да, күрше-тирә белән аралашканда да, бәйрәмнәр җитсә дә, үлем-китем булса да, гомумән, көндәлек тормышта да, тантаналарда да теләкләр әйтелә. Теләк теләү кешегә күңел күтәренкелеге, тынычлык, ышаныч яки, киресенчә...


Ләке бит ул җырак җир түгел

Г. ЕГОРОВА.

Фольклор ансамбльләр гореф-гадәтләрне, җолаларны саклап килүче, халыкка җиткерүче бер күпердер ул. Сарман районында нәкъ менә шул рольне җиренә җиткереп үтәп, өч дистә елдан артык эшләп килүче ансамбль бар. Ул - Ләке авылының 'Игәнә' фольклор ансамбле.

Коллектив 1974 елда авылда агроном булып эшләүче Роза Аксакова тырышлыгы белән оеша. 'Әй тынгысыз да кеше инде ул. Оста оештыра алуы күпләрне сокландырырлык. Инде пенсиядә булса да, әле дә ансамбльдән аерылып беткәне юк. Һәрвакыт кызыксынып тора. Әле һаман да киңәш сорап аңа йөгерәбез', ди инде бишенче елын 'Игәнә'не җитәкләүче Раиса Анисимова. Ә...


КЕРӘШЕН КУРАЙЛАРЫ ҺӘМ КУРАЙЧЫЛАРЫ

Г.М.Макаров, сәнгать белеме кандидаты, Г.Ибраһимов исемендәге Тел, әдәбият һәм сәнгать институтының өлкән фәнни хезмәткәре

Керәшеннәрдә курай элек-электән үк киң таралган уен кораллы булган. Тик шуны әйтергә кирәк - без ул турыда аз белә идек. Курай тарихын, башкару традицияләрен өйрәнеп, аның нәтиҗәләрен басма хәлдә халыкка чыгару бурычы да әле хәзер генә үтәлә башлады.

Керәшеннәр кураен өйрәнү, аның җирле үзенчәлекләрен ачыклау бик кирәкле эш һәм аның фәнни әһәмияте бик югары. Керәшен кураен өйрәнеп белгәннән соң ...


ГЕННАДИЙ МАКАРОВ: 'ФОЛЬКЛОРЫБЫЗ БАЙ'

Римма БИКМӨХӘММӘТОВА, Ирек мәйданы, 06.03.2009

Геннадий Макаров татар сәнгатен үстерүгә, фольклорны саклап калуга зур өлеш керткән кеше. Аның хезмәте бәяләп бетергесез. Борынгы милли уен коралларын барлап, үз куллары белән ясаган ул. Аның уен кораллары ТРның Милли музеенда, Санкт-Петербургта саклана. Әлмәт музыка училищесына, Казан дәүләт мәдәният һәм сәнгать университетына, А.Алиш исемендәге балалар үзәгенә милли уен коралларын бүләк иткән. Моңа өстәп Геннадий Макаров татар мөнәҗәтләрен, бәетләрен барлап халыкка җиткергән шәхес. Мөселман рухи мирасын керәшен татары күтәрә, бөртекләп, җ...


Керәшен уен кораллары хакында

Г.М.Макаров

сәнгать белеме кандидаты,

Казан дәүләт консерваториясе доценты

Һәр халыкның үзенә хас милли уен кораллары бар. Керәшеннәрнең дә төрле уен кораллары булганлыгы билгеле. Шулардан халык хәтерендә сакланып килгән көслә (гөслә), думбыра, сызгычлы кубыз (кугыз), сорнай, курай, дөмберләр турында ишетеп беләбез. Соңгы вакытларда ул кораллар, аларда башкаручы уенчылар, ясаучы осталар турында тулырак мәгълүмәт алырга теләүчеләр көннән-көн арта бара. Шуңа күрә газета битләрендә керәшен уен кораллары турында материаллар биреп барырга булдык. Аларның авторы Геннадий Макаров бу материалларны төрле төбәкләргә фольклор э...


Традиционный музыкально-поэтический фольклор и искусство кряшен

Макаров Геннадий Михайлович - этномузыковед, научный сотрудник отдела искусствоведения ИЯЛИ им.Г.Ибрагимова АН РТ, преподаватель Казанской государственной консерватории им.Н.Жиганова

В раздел включены описательные, а также аналитические материалы. Это, прежде всего, работы автора. В них предполагается включение имеющихся публикаций, в том числе и современных исследователей, согласившихся на их размещение их работ по народному творчеству кряшен, где будут представлены музыкальные и поэтические тексты песен, баитов, преданий и иных жанров традиционного искусства. Интерес к искусству кряшен (этноконфессиональной группы, официально признающихся частью татарского народа) не случаен, ибо в любом регионе проживания кряшены несут в себе значительный потенциал традиционной этнической культуры, имеющий уникальные и древние элементы искусства. Отсюда становится понятны...


 

НАВЕРХ


© Сетевой этнокультурный проект kryashen.ru, 2002.
Создание и поддержка - НКЦ кряшен г.Казани и Республики Татарстан.
Идея - Александра Журавского. Дизайн - Ольги Святкиной.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на kryashen.ru обязательна.
Вопросы, предложения, замечания и отзывы: