Тихвинский приход в КазаниСетевой этнокультурный проект кряшенского народаПричастие
на главную о проекте ccылки rus kryash tat eng

Новости
Аналитика
Актуальные темы
СМИ о кряшенах
Современное положение кряшен
Духовная история и культура
Музыкальная культура и фольклор
Этнография
Перепись 2002
Правовой ликбез
Электронные конференции
Библиотека
Галереи
Газета 'Туганайлар'
'Кряшен Сюзе'
Книжная лавка
Издательство 'КряшИздат'
Ссылки

СОВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КРЯШЕН ТАТАРСТАНА: АНАЛИТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПЕЧАТИ ЗА ПОСЛЕДНЕЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ

В изданиях государственной библиографии РТ за 1989-2001 годы учтено 53 публикации, посвященных (полностью или частично) кряшенской проблеме, в том числе - 24 книги и 38 статей.

Непосредственный просмотр фондов национально-краеведческого отдела Национальной библиотеки Республики Татарстан и отдела периодики той же библиотеки, а также просмотр de visu продолжающихся изданий (Ученых записок, трудов НИИ и вузов г.Казани) и некоторых районных газет, выходящих в местах компактного проживания кряшен, позволяет сделать вывод, что кряшенской проблеме посвящено публикаций в 6 раз больше и, по далеко не полным данным, составляет за указанный период 300 названий. Разница количества публикаций, выявленных нами и отраженных в органах государственной библиографии, объясняется тем, что в них не отражаются краткие информационные материалы, аналитически не расписываются сборники и районные газеты.

Ниже приводится количественная структура публикаций по видам изданий:

год
Всего публи-
каций
Книги на русском яз. 
Книги на татар-
ском яз.
Книги на русском и татар-
ском яз.
Инфор-
мация в книгах и прод. изданиях
Статьи     Рус. яз.
Статьи     Татар. яз.
2001
44
2
-
1
-
16
25
2000
3
1
-
-
1
1
-
1999
22
1
2
-
-
3
16
1998
12
2
-
-
1
2
7
1997
19
2
1
-
2
7
7
1996
9
-
-
-
-
1
9
1995
12
1
1
-
2
2
6
1994
17
-
-
-
1
1
15
1993
22
3
-
-
4
2
13
1992
16
-
-
-
3
1
13
1991
7
-
-
-
4
2
1
1990
6
-
-
-
4
-
2
1989
5
-
-
-
3
-
2
Итого:
300
13
4
1
26
38
118

Итак, за эти годы кряшенам посвящено 18 книг, частично кряшенская проблема нашла отражение еще в 26 книгах, на страницах периодической печати опубликовано 118 статей краткой информации на татарском языке и 38 - на русском. В декабре 2001 г. и январе 2002 г. выявлено и изучено еще 60 публикаций.

Повышение интереса к кряшенской проблеме (соответственно увеличение числа публикаций) с 1993 года связано с проведением Съезда народов Татарстана (23 мая 1992 г.), одним из инициаторов созыва которого выступало этнографическое культурно-просветительское объединение (ЭКПО) кряшен. Думается, немаловажное значение также имело то обстоятельство, что кряшенское объединение прекратило членство в Татарском общественном центре (ТОЦ) и вошло в состав вновь организованной Ассоциации национально-культурных обществ РТ (17.07.1992 г.). Это мотивировалось несоответствием содержания и характера деятельности ТОЦ как политической организации, направленной на развитие национального самосознания татар-мусульман без учета этнокультурных и тем более конфессиональных потребностей кряшен.

Естественное желание кряшен развивать свою культуру, исследовать и зафиксировать богатый музыкальный фольклор, изучить свою историю, этногенез и сегодня воспринимается частью татарской интеллигенции как стремление к самоопределению. С 1992 года начинается интенсивное изучение и освещение кряшенской проблемы, которое преимущественно сводится к обвинению кряшен в русификаторской политике Москвы, колонизации Поволжья после завоевания Казани. От знакомства с публикациями создается впечатление, что именно кряшены виновны в трагической судьбе татарского народа, потерявшего свою национальную государственность в 16 веке.

Дело дошло до прямых обвинений Н.И.Ильминского, создавшего алфавит и букварь для кряшен и систему образования для инородцев на их родном языке вопреки общепринятой политике самодержавия не подпускать инородцев к просвещению.

Особенно рьяно старается журнал "Идель", выходящий на русском и татарском языках и предназначенный для молодежи. Здесь печатаются дневник Е.Малова (1895-1918), известного профессора Казанской Духовной Академии с соответствующими комментариями канд.филол. наук М.И.Ахметзянова и муллы Мурада Уфалы (в 5, б, 7, 8 номерах за 1993 год - на русском, в 1996 году - на татарском языках) под названием "Крестом, как мечом..." и "От вас - вера, от нас - надел" (обратный перевод с татарского языка).

Наиболее важные материалы в этом журнале публикуются в двух вариантах: "Иделе" (татар.яз.) и "Идели" (рус.яз.). К таким важным материалам редакция отнесла и статью Фаниса Балтача "(Гордиться или стыдиться должны кряшены?" (1994, ? 6). Автора публикации не устраивает мнение исследователей (татар-мусульман и представителей интеллигенции кряшен), что кряшены еще до колонизации татарских земель добровольно перешли в православие и поэтому не может быть и речи об их возвращении в ислам; кряшены сохранили в чистоте татарский язык; татары-мусульмане и кряшены являются двумя самостоятельными, хотя и родственными этносами. Не устраивает Ф.Балтача и такой аргумент, что известные татарские деятели, как Ш.Марджани и Г.Исхаки (которых никак невозможно заподозрить в симпатиях к кряшенам), ссылаясь на арабские источники, указывали принадлежность части булгар к христианству и отмечали, что еще в IV-V веках Библия была переведена на булгарский язык.

Особенно "интересны" доказательства автора, подтверждающие его вынесенное на заглавие мнение. Вот некоторые из них: перевод Священной книги на древнебулгарский язык свидетельствует скорее об уровне грамотности булгар, нежели о наличии носителей христианской веры среди них, и вообще кряшены сумели сохранить в чистоте древнетатарский язык и донести до наших дней древние обряды со времен Булгарского Ханства благодаря татарам-мусульнанам, в окружении которых они жили и живут, так что это вовсе не заслуга кряшен.

Вывод автора однозначен: "если бы он был кряшеном, то испытывал бы некоторое чувство неловкости за своих предков... " (Указ.соч.с.64). Вместе с тем, он настолько "великодушен", что не соглашается с философом Тафкилем Камалом, категорически возражающим на страницах журнала "Мирас" (1992.- ? 12.-с.61) против возвращения кряшен в ислам.

Вот такая дискуссия началась на страницах солидных республиканских журналов, только при этом забыли спросить мнение самих кряшен. Они же устно и письменно единодушно заявляют, что насильно крещеные татары уже давно вернулись в ислам, и никто не имеет права лишить кряшен своего самоназвания и заставить отказаться от религии предков.

Не спрашивая и не слыша голоса кряшен, со страниц и других республиканских периодических изданий призывают кряшен вернуться в ислам.

Например, Бадретдин Равиль ("Кряшенские сородичи, возвращайтесь в свою религию" // Шэхри Казан, 1999, 25 июня), Буркеев Дауд ("Оставайтесь татарами" // "Казанские ведомости", 1998, 3 марта), Мифтахова Глюса (Идел,- 1996.- ? 8.- С.48-49), Зайдулла Ркаил (Идел,-1996.- ? 8,- С.52-53) и другие.

Непосредственное или опосредованное оскорбление кряшен, обвинение их, как пособников русификаторской политики Москвы, стали правилом хорошего тона для некоторых журналистов и ученых, пишущих об истории татарского народа, развитии его культуры, этнографии и этногенезе татар. Дело дошло до прямых угроз (например, Т.Минуллин, газета Татарстан Яшьлэре, 2001.- 21 июня; Заман,- 2001.- 30 августа.).

Главный пафос статей: необходимо сохранить великую неделимую татарскую нацию, включая в ее состав "второ- или третье-" сортных крещеных татар. Основной девиз: хотя вы и предатели (религии), но для общего числа татар вы нужны, попробуйте записаться при переписи своим самоназванием, тогда вас через 30-40 лет вовсе не будет.

Таким образом, отказывают кряшенам в праве свободы выбора, что даже Создатель оставил за человеком.

По-видимому, в исламских кругах задача возврата кряшен в ислам ставится всерьез, об этом еще в 1995 году корреспонденту журнала "Огонек" (1995,- ? 19.- май,- с.35) открыто заявил Имам Хатыб, ответственный секретарь духовного управления мусульман Республики Татарстан. Харис хэзрэт Салихжан: "Мы поддерживаем точку зрения, что кряшены должны вернуться в ислам, поскольку первоначально были мусульманами". Об этом же сообщает своим читателям Марат Сафаров в газете "Татарские новости" (2000,- ? 1-2.- с,13), выходящей в Москве: "Будущее у кряшен противоречиво. Мнения разделяются на две противоположности. Так, высшие иерархи Духовного управления мусульман Татарстана считают, что татары-христиане, предки которых были насильственно обращены в православие, должны вернуться в лоно ислама" (Указ.источи.). Таким образом, еще в 1995 году журналисты и иные деятели получили благословение на деятельность по возврату кряшен в ислам. Далее каждый старается в меру своих сил и уровня сознания и интеллигентности: кто-то угрожает, другой оскорбляет, третий призывает, четвертый ради приобретения политического очко подтасовывает факты.

Стоит ли поэтому удивляться тому, что в Татарстане на 1500 татар-мусульман приходится 1 мечеть, и один православный храм на 50000 кряшен, о чем говорилось на Республиканской конференции национально-культурных объединений кряшен, проходившей 13 октября 2001 года в Казани; до сих пор нет профессионального фольклорного ансамбля, газеты, школ.

Особенно интенсивно трудится на ниве разоблачения православных миссионеров заведующий кафедрой социально-экономических дисциплин ИПКРО Файзухак Ислаев. 33-летней истории (1731-1764 гг.) Новокрещенской конторы он посвятил две книги "Православные миссионеры в Поволжье" (Казань, Татар. кн. изд-во, 1999.- 128 с.) и "Джихард татарского народа. Героическая борьба татар-мусульман с православной инквизицией на примере истории Новокрещенской конторы" (совместно с Лотфуллиным И.М. Казань, 1998.- 156 с.). На татарском языке этот труд опубликован в 1, 2, 3, 4, 5, 6 номерах вышеупомянутого журнала "Идель" за 1998 год под названием "Кряшенская контора". Чуть-чуть смещен акцент: вместо Новокрещенской контора названа Кряшенской - следовательно, насильным крещением татар занимались кряшены. В самом деле то, что эти новокрещеные уже давно вернулись в ислам - об этом всем известно, - автора не волнует. Его взгляды относительно кряшен выражены в интервью, данном в газете "Восточный экспресс" (2001, 12 июля) "Ушли от мусульман, но не пришли к христианам", где он заявляет, что "Русская православная община их не приняла, как равных себе, а мусульмане отвернулись". Ученому, взявшемуся исследовать такую тему, следовало бы более четко обозначить этнические и конфессиональные особенности народов и не считать православие прерогативой только русского народа.

Подтасовка фактов, смещение акцента имеют место и в монографии "Православные миссионеры в Поволжье". Так, на странице 22 сообщается, что "...указом от 3 апреля 1731 года... предусматривалось... всем новокрещеным давать на три года льготы по налогам и сборам, т.е. с них подушных денег и чрезвычайных поборов не спрашивать, а взыскивать их с некрещеных иноверцев". Далее на 33 странице дана таблица о крещении инородцев за 1739-1742 годы: из общего числа 22031 человека новокрещеных магометане составляют 166 человек (т.е. менее 1 %), остальные - мордва, чуваши, черемисы, вотяки, башкиры; следовательно, налоги за этих новокрещеных платили представители этих народностей (иноверцев). Но это не мешает автору заявить, что все налоговые льготы должны были компенсировать те, кто не хотел креститься, то есть татары-мусульмане (Указ.соч., с.23).

Не понятна исходная цель ученого: сознательная провокация, пренебрежение к интерпретации фактов, желание попасть в политическую струю на волне неприязни к кряшенам со стороны чрезвычайно политизированной части участников национального движения татар, или недомыслие? А ведь национальные отношения - сфера очень хрупкая и следовало бы подходить к проблеме не с высоты кочки или кургана, а хотя бы с высоты птичьего полета. Неужели даже сегодня не понятно, что "диктаторским окриком" не остановить возрастающее самосознание народа. Чем больше оскорблений, бездоказательных и ложных обвинений, грязи - тем больше проявляется противостояние, желание защититься, тем более что просьбы о насущных потребностях кряшен о создании в АН РТ отдела кряшеноведения, профессионального фольклорного ансамбля для кряшен остаются неудовлетворенными. Единственная кряшенская газета не имеет государственной дотации, тогда как по Республике такую помощь в 2000 году получили 335 газет. В стремлении кряшен вернуть самоназвание, объективно осветить свою историю, сохранить свое культурное наследие некоторые деятели усматривают руку Москвы, направленную на ликвидацию татарской нации.

Так, в 1996 году на круглом столе "Татарская нация накануне XXI века" с участием известных ученых, политических, общественных, религиозных (мусульманских) деятелей, писателей академик А.Г.Каримуллин назвал кряшен платными агентами Москвы, обвинил их, что они жалуются на отсутствие своей газеты, школы, театра, тем самым продолжают политику ликвидации татар, начатую Ильминским ("Ватаным Татарстан"- 1996.- 15 октября.- с.2). Академик Марсель Ахметзянов пошел дальше, в газете "Шахри Казан" за 18 декабря 2001 г. назвал кряшен платными агентами Лондона и дяди Сэма, по-видимому подразумевая ли третий академик Махмут Ахмеджанов дает высокую оценку этой публикации (М?гридт. -2002. -12 янв., Б. 2). Среди татарских ученых нашелся человек с трезвый умом: академик, профессор Б.Ф.Султанбеков назвал это заявление большой глупостью (Султанбеков Б.Ф. Не навреди. -Казань.- 1999.- с.7).

Но его голос, равно как и голоса других крупных ученых: например, доктора филологических наук Р.Ахметзянова (Откуда произошли кряшены. 0 тюркском христианстве // Ватаным Татарстан.- 1997.- 23 июля.- с.7), доктора исторических наук Д.М.Исхакова (Кряшены. Историко-этнографический очерк // Идель.- 1994.- ? 6.- С.34-41), ведущего специалиста института языка, литературы и искусства. Г.М.Макарова (Кто спасет исчезающие ценности, или перспективы развития традиционной культуры кряшен //Татарские края. - 2001.- ? 43, 44 (окт.)), М.С.Глухова, Ф.С.Баязитовой и других тонут в многоголосом противокряшенском хоре. Мнения этих ученых по кряшенской проблеме не однозначны, тем более - не прокряшенские. Но их выводы базируются на глубоких исследованиях, они объективно отстаивают свои суждения, свои мысли излагают трезво, корректно и с учетом современных реалий.

Публикации журналистов из кряшен отличаются дружелюбным, спокойным тоном. 0ни рассказывают о кряшенских праздниках, обрядах, выступлениях фольклорных коллективов, о творчестве писателей и т.д. (Например, Ватаным Татарстан.- 1998.- 7 января; 8 февраля; 24 февраля; 15 апреля; 1999.- 6 января; 17 марта; Мэдэни жомга.-1999.-? 11, 12 марта, с. 14; Керэшен сузе. - 1998.- 16 ноября; 1999.- 9 апреля; 19 июня).

Однако бурный рост национального самосознания рядом живущих татар-мусульман, а также ярко выраженная противокряшенская направленность ряда публикаций на страницах республиканской печати в течение почти десяти лет не могли не оказать воздействие на пробуждение самосознания кряшен.

7 декабря 2000 года состоялась научно-практическая конференция "Этнические и конфессиональные традиции кряшен: история и современность" (материалы конференции опубликованы в 2001 году. 188с.); 13 октября 2001 года республиканская конференция национально-культурных объединений кряшен Республики Татарстан одобрила проект декларации о самоопределении кряшен, как этноса. Общественная организация народности кряшен г.Казани выиграла грант для создания Интернет-сервера на 4-х языках, посвященного этнокультурной и конфессиональной идентичности кряшен.

Основная цель проекта - прорвать информационную блокаду о кряшенах и представить мировому сообществу объективные сведения о современном положении кряшен, об истории, культуре, литературе и т.д.

Эти последние события вновь возбудили интерес - в основном, негативный - к кряшенской проблеме и к желанию кряшен самоопределиться при полном молчании о необходимости удовлетворить их насущные этнокультурные и конфессиональные потребности.

Президент АН РТ М.Х.Хасанов в интервью корреспонденту газеты "Республика Татарстан" заявил, что кряшены "исторически, по традиционной культуре и языку являются субэтнической этноконфессиональной группой татарской нации" (Республика Татарстан.- 2001.-15 ноября.-с.6).

Однако, на сегодняшний день эти этнокультурные и этноконфессиональные особенности кряшен не учитываются ни в социокультурной, ни в других сферах.

В январе тон публикаций и выступлений по радио: кряшен не было, нет и не будет (См. открытое письмо Никифора Тукмачева акад. Махмуту Ахметзянову на радиовыступление от 9 янв. 2002 г. // Кер?шен сузе.- 2002.- ?2. 29 янв.); второе направление снова выразил Ф.Ислаев, который считает, что кряшенам не стоит ориентироваться на православие и "что вряд ли это может пойти всем нам на пользу с точки зрения сокращения стабильности и хороших отношений в республике между мусульманами и кряшенами. И будет ли хорошо от этого самим кряшенам?" Не правда ли, напоминает басню "Волк и ягненок".

При этом Татарский Пен-центр добивается от ЮНЕСКО издания сборника "Татарский путь: права народа и полит корректность" и проведения очередной конференции Международного Пен-клуба на тему: "Права народа и полит корректность". (Звезда Поволжья.- 2001.- 20 -2 дек., - с. 4.)

Ведущий раздела - проф. Т.Г.Дунаева
 

НАВЕРХ


© Сетевой этнокультурный проект kryashen.ru, 2002.
Создание и поддержка - НКЦ кряшен г.Казани и Республики Татарстан.
Идея - Александра Журавского. Дизайн - Ольги Святкиной.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на kryashen.ru обязательна.
Вопросы, предложения, замечания и отзывы: