Тихвинский приход в КазаниСетевой этнокультурный проект кряшенского народаПричастие
на главную о проекте ccылки rus kryash tat eng

Новости
Аналитика
Актуальные темы
СМИ о кряшенах
Современное положение кряшен
Духовная история и культура
Музыкальная культура и фольклор
Этнография
Перепись 2002
Правовой ликбез
Электронные конференции
Библиотека
Галереи
Газета 'Туганайлар'
'Кряшен Сюзе'
Книжная лавка
Издательство 'КряшИздат'
Ссылки

КОНЦЕПЦИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Концепция государственной национальной политики Российской Федерации представляет собой систему современных взглядов, принци-пов и приоритетов в деятельности федеральных органов государствен-ной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее именуются - органы государственной власти) в сфере национальных отношений. Концепция учитывает необходимость обеспечения единства и целостности России в новых исторических условиях развития российской государственности, согласования обще-государственных интересов и интересов всех населяющих ее народов, налаживания их всестороннего сотрудничества, развития национальных языков и культур.

Государственная национальная политика основывается на принци-пах Конституции Российской Федерации и общепризнанных нормах международного права и находит свое выражение в системе федераль-ных законов, законов субъектов Российской Федерации, а также дого-воров о разграничении предметов ведения и полномочий между феде-ральными органами государственной власти и органами государствен-ной власти субъектов Российской Федерации.

Концепция призвана стать ориентиром для органов государственной власти при решении задач национального развития и регулирования межнациональных отношений, обеспечения конституционных прав человека и гражданина.

СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ В ОБЛАСТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Российская Федерация - одно из крупнейших в мире многонацио-нальных государств, где проживает более ста народов, каждый из ко-торых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. Преобладающее большинство народов страны на протяже-нии веков сложились как этнические общности на территории России, и в этом смысле они являются коренными народами, сыгравшими ис-торическую роль в формировании российской государственности. Бла-годаря объединяющей роли русского народа на территории России со-хранились уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов.

В условиях переходного этапа в жизни страны непосредственное влияние на межнациональные отношения оказывает ряд взаимосвязан-ных тенденций общественного развития:

- стремление народов к самоопределению и объективный процесс интеграции российского общества;

- возрастающая самостоятельность субъектов Российской Федерации и воля граждан к упрочению общероссийской государственности;

- потребность в проведении общего курса экономических и полити-ческих реформ и разные социально-экономические возможности реги-онов, обусловленные их исторической и хозяйственно-культурной спе-цификой;

- стремление сохранить и развивать национально-культурную само-бытность и приверженность духовной общности народов России.

На развитие межнациональных отношений оказывает существенное влияние наследие прошлого. Тяжелый удар по всем народам страны включая русский, был нанесен тоталитарной системой массовыми де-портациями и репрессиями, разрушением многих национальных культурных ценностей. Наряду с достижениями в развитии и сотрудниче-стве народов, которые имелись в советский период, проводился курс на унификацию, заложивший основу нынешних противоречий.

После распада СССР начался новый этап в развитии государства на основе традиций российской государственности, принципах федерализ-ма и гражданского общества. Однако отсутствие концепции государ-ственной национальной политики затрудняло процесс становления Рос-сийского федеративного государства, осуществления реформ и дости-жения межнационального согласия.

Наследие прошлого, геополитические и психологические послед-ствия распада СССР, социально-экономические и политические трудно-сти переходного периода обусловили ряд кризисных ситуаций и слож-ных проблем в области межнациональных отношений. Наиболее остро они проявляются в местностях, соседствующих с зонами открытых конфликтов, местах сосредоточения беженцев и вынужденных пересе-ленцев, в регионах с проблемами 'разделенных народов', на террито-риях со сложной социально-экономической, экологической и криминогенной обстановкой, в местностях, где ощущается резкая нехватка ре-сурсов жизнеобеспечения.

На межнациональные отношения серьезное негативное воздействие оказывают также безработица, особенно в районах, располагающих избыточными трудовыми ресурсами, правовая неурегулированность земельных и других отношений, наличие территориальных споров, проявление этнократических устремлений.

Каждый из перечисленных факторов находит свое специфическое проявление в жизни населения различных регионов, что требует, поми-мо общей концепции, разработки специальных региональных и местных программ. Узловыми проблемами, требующими решения, являются:

- развитие федеративных отношений, обеспечивающих гармонич-ное сочетание самостоятельности субъектов Российской Федерации и целостности Российского государства;

- развитие национальных культур и языков народов Российской Федерации, укрепление духовной общности россиян;

- обеспечение политической и правовой защищенности малочислен-ных народов и национальных меньшинств;

- достижение и поддержание стабильности, прочного межнацио-нального мира и согласия на Северном Кавказе;

- поддержка соотечественников, проживающих в государствах -участниках Содружества Независимых Государств, а также в Латвий-ской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике, содействие развитию их связей с Россией.

Принятие Конституции Российской Федерации, подписание Федеративного договора и ряда договоров и соглашений между государ-ственными органами государственной власти субъектов Российской Федерации снизили остроту нерешенных проблем. В то же время со-храняются факторы, ослабляющие государственность России и по-рождающие межнациональную напряженность. 06 этом свидетель-ствуют как сепаратистские, так и унитарисские тенденции, факты дискриминации и нарушений конституционных прав граждан по на-циональному признаку.

На государственном уровне еще не утвердился системный, взвешен-ный взгляд на национальный вопрос. Не стали нормой при разработке и проведении государственной национальной политики опора на науч-ный анализ и прогноз, учет общественного мнения и оценка послед-ствий принимаемых решений.

Дает о себе знать отсутствие эффективных программ национальной политики, а также необходимых нормативных правовых актов, при-званных регулировать различные стороны федеративных и нацио-нальных отношений.

В государственной национальной политике нужны новые концепту-альные подходы, прежде всего осознание того, что национальный во-прос не может занимать второстепенное место или быть предметом спе-куляций в политической борьбе. В ходе его разрешения перед обще-ством встают все новые задачи. Действия в этой сфере должны учиты-вать реальное состояние и перспективы национальных отношений в Российском государстве.

Национальная политика может стать консолидирующим фактором лишь в том случае, если она будет отражать все многообразие интере-сов народов России, иметь в своем арсенале четкие механизмы их со-гласования. В этой связи особое значение приобретает общность пози-ций органов государственной власти, различных политических и обще-ственных сил в национальном вопросе, основанных на конституцион-ных принципах, научно обоснованных выводах и рекомендациях.

II

ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Основными принципами государственной национальной политики в Российской Федерации являются:

- равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;

- запрещение любых форм ограничения прав граждан по призна-кам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;

- сохранение исторически сложившейся целостности Российской Федерации;

- равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоот-ношениях с федеральными органами государственной власти;

- гарантия прав коренных малочисленных народов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципа-ми и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации;

- право каждого гражданина определять и указывать свою нацио-нальную принадлежность без всякого принуждения;

- содействие развитию национальных культур и языков народов Российской Федерации;

- своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов;

- запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и рели-гиозной розни, ненависти либо вражды,

- защита прав и интересов граждан Российской Федерации за ее пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубеж-ных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и на-циональных традиций, в укреплении их связей с Родиной в соответствии с нормами международного права.

III

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Основные цели государственной национальной политики Российской Федерации состоят в обеспечении условий для полноправного социального и национально-культурного развития всех народов России, упроче-нии общероссийской гражданской и духовно-нравственной общности на основе соблюдения прав и свобод человека и гражданина и признания его высшей ценностью.

При реализации национальной политики перед Российским государ-ством и обществом стоят следующие неотложные задачи:

1) в политической и государственно-правовой сфере:

- формирование Федерации, которая отвечала бы современным социально-экономическим и политическим реалиям и историческому опыту России, путем развития и углубления федеративных отношений;

- создание правовой базы для регулирования федеративных и на-циональных отношений;

- объединение усилий всех звеньев государственной системы и граж-данского общества, политических и религиозных деятелей для дости-жения межнационального согласия, утверждения принципа равнопра-вия граждан различных национальностей и вероисповеданий, укрепле-ния взаимопонимания между ними;

- обеспечение правовых, организационных и материальных усло-вий, способствующих учету и удовлетворению национально-культурных интересов народов;

- выработка государственных мер раннего предупреждения межна-циональных конфликтов и связанных с ними криминальных проявле-ний и массовых беспорядков;

- разрешение возможных споров и конфликтов между субъектами Российской Федерации путем согласительных процедур на основе Кон-ституции Российской Федерации, конституций (уставов) субъектов Рос-сийской Федерации, а также соответствующих договоров и соглашений между субъектами Российской Федерации;

- обеспечение правовой защиты национальной чести и достоинства граждан, усиление ответственности за разжигание межнациональной розни;

- решительная борьба с любыми проявлениями агрессивного нацио-нализма;

2) в социально-экономической сфере:

- реализация экономических интересов народов в соответствии с государственной региональной политикой, на основе учета их традици-онных форм хозяйствования и опыта трудовой деятельности;

- выравнивание уровней социально-экономического развития субъектов Российской Федерации,

- рациональное использование многообразия хозяйственных воз-можностей субъектов Российской Федерации, их природных ресурсов, накопленного научно-технического и кадрового потенциала, преиму-ществ территориального разделения труда и производственной коопе-рации при общей направленности на комплексное социально-экономи-ческое развитие страны и отдельных ее регионов;

- осуществление специальных программ занятости в трудоизбыточных регионах, мер по подъему 'депрессивных' районов, в первую оче-редь в Центральной России и на Северном Кавказе,

- развитие государственных систем коммуникации и информации в целях совершенствования единого экономического, информационного и культурно-образовательного пространства Российской Федерации;

- содействие развитию региональных ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации как фактора гармо-низации межнациональных интересов, обеспечения комплексного реше-ния социально-экономических и национально-культурных проблем;

3) в духовной сфере:

- формирование и распространение идей духовного единства, друж-бы народов, межнационального согласия, культивирование чувства российского патриотизма;

- распространение знаний об истории и культуре народов, населя-ющих Российскую Федерацию;

- сохранение исторического наследия и дальнейшее развитие нацио-нальной самобытности и традиций взаимодействия славянских, тюрк-ских, кавказских, финно-угорских, монгольских и других народов Рос-сии в рамках евразийского национально-культурного пространства, создание в обществе атмосферы уважения к их культурным ценностям;

- обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков всех народов России, использования русского языка как обще-государственного;

- укрепление и совершенствование национальной общеобразова-тельной школы как инструмента сохранения и развития культуры и языка каждого народа наряду с воспитанием уважения к культуре, истории, языку других народов России, мировым культурным ценно-стям;

- учет взаимосвязи национальных обычаев, традиций и обрядов с религией, поддержка усилий религиозных организаций в миротворче-ской деятельности;

4) в области внешней политики:

- содействие процессу реинтеграции на новой основе государств - бывших республик СССР в политической, экономической и духовной сферах; совместная с этими государствами выработка на основе Кон-венции об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, подписанной государствами - участниками Содруже-ства Независимых Государств в 1994 году, общих подходов к пробле-ме обеспечения прав и интересов национальных общностей, прожива-ющих на их территориях;

- реализация международных соглашений о защите национальных меньшинств;

- заключение договоров и соглашений с государствами - бывшими республиками СССР и другими странами о сотрудничестве в разреше-нии проблем компактно проживающих в приграничных районах нацио-нальных общностей, включая особое регулирование пограничного режима;

- выработка и осуществление на межгосударственном уровне меха-низмов решения проблем беженцев и вынужденных переселенцев;

- сотрудничество государств - бывших республик СССР в предот-вращении и мирном разрешении конфликтов.

IV

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФЕДЕРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Совершенствование федеративных отношений входит в число при-оритетных задач внутренней политики и призвано реализовать на прак-тике конституционные принципы федерализма, особенно принцип рав-ноправия всех субъектов Российской Федерации в отношениях с феде-ральными органами государственной власти, обеспечить равенство всех национальных общностей в каждом субъекте Российской Федерации и в России в целом при осуществлении ими своих социально-экономиче-ских, политических и национально-культурных прав.

Оптимизация федеративных отношений не преследует цель 'губер-низации' республик или, наоборот, 'республиканизации' краев и обла-стей. Своеобразие российского федерализма состоит в сочетании территориального и национального начал. Для развития федеративных отношений необходимо:

- принятие федеральных законов, заключение договоров и соглаше-ний, конкретизирующих принципы организации и взаимодействие федеральных органов государственной власти и органов государствен-ной власти субъектов Российской Федерации в целях укрепления обще-российской государственности и повышения самостоятельности субъек-тов Российской Федерации;

- совершенствование механизма учета интересов субъектов Россий-ской Федерации на федеральном уровне, расширение полномочий ор-ганов государственной власти субъектов Российской Федерации, повы-шение их ответственности за положение дел не только в своем регио-не, но и в стране;

- осуществление мер политического, экономического и правового характера, обеспечивающих государственную поддержку и стимулиро-вание экономической активности регионов;

- разработка правовых механизмов реализации совместных полно-мочий федеральных органов государственной власти и органов государ-ственной власти субъектов Российской Федерации;

- совершенствование экономического механизма федеративных отношений, в том числе бюджетной системы налогообложения;

- совместная реализация федеральных и региональных программ развития.

Развитие федерализма предполагает учет региональных особенно-стей при проведении экономических реформ и обусловливает необхо-димость межрегионального сотрудничества для обеспечения стабильно-сти в обществе, в том числе в сфере национальных отношений.

V

НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ (НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ) НАРОДОВ РОССИИ

Национальная политика должна выражать интересы граждан и обеспечивать реализацию предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав и свобод граждан, связанных с их национальной при-надлежностью. Реализация этих прав и свобод может осуществляться на основе многовариантных форм национально-культурного самоопре-деления народов в Российской Федерации с учетом разрозненного про-живания многих народов на ее территории.

Одной из таких форм самоопределения должна стать национально-культурная автономия, позволяющая гражданам Российской Федера-ции, принадлежащим к различным национальным общностям, в част-ности малочисленным, разрозненно расселенным народам, нацио-нальным меньшинствам, решать вопросы сохранения и развития своей самобытности, традиций, языка, культуры, образования.

Национально-культурная автономия является важным средством выявления и удовлетворения этнокультурных запросов граждан, дости-жения межнациональной стабильности, предупреждения конфликтов на национальной почве. Будучи экстерриториальным общественным формированием, национально-культурная автономия, не ущемляя прав субъектов Российской Федерации, закрепленных за ними Конституци-ей Российской Федерации, расширяет их возможности и ответствен-ность в осуществлении государственной национальной политики.

Важная роль в становлении и развитии национально-культурной автономии принадлежит органам местного самоуправления, которые призваны непосредственно выражать интересы жителей и способство-вать более гибкому учету их национально-культурных запросов.

Посредством различных форм национально-культурного самоопре-деления граждане Российской Федерации независимо от территории проживания реализуют свое право:

- создавать самоуправляемые общественные образования в местах компактного проживания национальных и этнических групп,

- формировать в рамках действующего законодательства ассоциа-ции и другие общественные объединения, способствующие сохранению и развитию культуры, более полному участию национальных групп в общественно-политической жизни страны;

- получать поддержку со стороны органов государственной власти;

- обращаться через национально-культурные ассоциации и объеди-нения в органы государственной власти, органы местного самоуправле-ния и представлять свои национально-культурные интересы;

- учреждать в установленном порядке всероссийские, региональные и местные средства массовой информации, получать и распространять в них информацию на родном языке;

- принимать участие в создании и деятельности образовательных и научных организаций, учреждений культуры;

- приобщаться к национальным культурным ценностям, содейство-вать сохранению и развитию народных промыслов и ремесел, приумно-жению исторического и культурного наследия своего народа;

- участвовать в культурном сотрудничестве народов, этнических и религиозных общин, отправлять религиозные обряды;

- устанавливать и поддерживать без какой-либо дискриминации свободные и мирные контакты через границы с гражданами других государств, с которыми они связаны историческими, национальными, религиозными и языковыми узами;

- участвовать через своих полномочных представителей в деятель-ности международных неправительственных организаций.

Органы государственной власти призваны оказывать содействие созданию правовой базы становления и функционирования различных форм национально-культурной автономии на федеральном, региональ-ном и местном уровнях, решению проблем различных национальных общностей, в частности посредством предоставления гарантий нацио-нального равноправия, удовлетворения информационных, культурно-образовательных и иных гуманитарных потребностей и интересов граж-дан, связанных с их национальной принадлежностью.

VI

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Одним из инструментов реализации государственной национальной политики является программно-целевой подход, который обеспечивает:

- объединение усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления и национальных общностей в достижении общей цели улучшения качества жизни, удовлетворения национально-культурных запросов всех народов Российской Федерации;

- федеральные программы социально-экономического и националь-но-культурного развития народов; соответствующие программы субъек-тов Российской Федерации должны учитывать положения настоящей Концепции.

В основу таких программ должна быть положена система мер, на-правленных на сохранение и развитие культур, языков, традиций наро-дов, расширение сотрудничества и духовное взаимообогащение граж-дан всех национальностей.

Основополагающим требованием к программе национально-куль-турного развития каждого народа является учет органического един-ства традиций и новаций, бережное отношение к традициям, обычаям и иным ценностям, а также институтам, отражающим особенности культуры каждого народа и общие ценности Российского государства.

Свою роль должны сыграть и меры по поддержке различных форм местного самоуправления, созданию условий для проявления инициати-вы и самодеятельности всех групп населения, а также учет их интере-сов и потребностей в деятельности органов местного самоуправления.

Межнациональные отношения в стране во многом будут определять-ся национальным самочувствием русского народа, являющегося опорой российской государственности. Потребности и интересы русского наро-да должны в полной мере найти отражение в федеральных и региональ-ных программах, постоянно учитываться в политической, экономиче-ской и культурной жизни республик и автономных образований Россий-ской Федерации. Не меньшее значение имеет решение комплекса про-блем народов республик, автономных образований, а также нацио-нальных общностей, проживающих в других субъектах Российской Федерации, обеспечение соответствующего представительства народов Российской Федерации в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

В этих целях необходимо:

- обеспечить сохранение и развитие традиционных форм хозяйство-вания, приумножение духовных ценностей, создаваемых искусством и литературой, народным творчеством, развитие и расширение сферы применения национальных языков, утверждение принципов культурно-го плюрализма, двуязычия и многоязычия при интегрирующей роли русского языка;

- использовать федеральные, региональные и местные средства массовой информации как инструмент обмена духовными ценностями народов России. Организовать на радио и телевидении выпуск про-грамм на языках народов Российской Федерации, а также циклов пере-дач о жизни регионов страны, о самобытности культур народов России, их взаимовлиянии и взаимообогащении;

- принять исчерпывающие меры по обеспечению равенства прав граждан любой национальности в соответствии с Конституцией Россий-ской Федерации, исключив случаи дискриминации по национальному признаку в той или иной форме;

- оказывать поддержку диаспорам в удовлетворении национально-культурных потребностей на основе договоров между субъектами Рос-сийской Федерации и посредством расширения связей с национально-культурными объединениями;

- рассмотреть вопрос о создании в г. Москве Всероссийского дома народов России;

- обеспечить разработку программ и курсов, способствующих вос-питанию культуры межнационального общения, ознакомлению детей, молодежи, населения с духовным богатством народов России и их вне-дрение в систему дошкольного воспитания, среднего и высшего образо-вания, повышения квалификации кадров, а также в систему обучения в воинских частях и подразделениях.

Следует создать условия для равноправного участия малочисленных народов в управлении государственными и общественными делами, развития традиционных для них отраслей хозяйства, духовного возрож-дения, сохранения и развития национальной культуры, родного языка.

В отношении коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока на первый план выступают социальные и экологиче-ские проблемы, проблемы сохранения их языка и культуры. Необходи-мо законодательное отражение особенностей бюджетной системы, при-ватизации, налогообложения, предпринимательской деятельности, участия иностранных инвесторов в освоении природных ресурсов, традиционного использования промысловых угодий и пастбищ, охраны окружающей среды.

В этой связи должны быть приняты меры, обеспечивающие:

- восстановление разрушенных экосистем, ограничение деятельно-сти хозяйственных структур, наносящих непоправимый ущерб среде обитания;

- выделение средств на финансирование здравоохранения, строи-тельство больниц, поликлиник, их материального и кадрового обеспе-чения.

Регионом со сложной этнополитической ситуацией является Север-ный Кавказ. При разработке государственной программы развития этого региона необходимо учитывать его историко-культурную специ-фику, особое геополитическое положение, а также потребность преодо-ления последствий вооруженных конфликтов.

Специальные федеральные программы должны быть посвящены защите прав и обустройству беженцев и вынужденных переселенцев, включая реализацию мер по их приему и размещению с учетом по-требностей регионов России в трудовых ресурсах, а также профессио-нальной структуры и национально-культурных особенностей пересе-ленцев.

Требует своего разрешения ряд проблем репрессированных наро-дов: следует ускорить разработку и реализацию соответствующих зако-нодательных актов, направленных на устранение последствий репрес-сий и депортаций в отношении этих народов.

Нуждаются в государственной поддержке соотечественники за ру-бежом, прежде всего путем оказания им материальной и культурной помощи, особенно этническим россиянам, проживающим в государ-ствах - участниках Содружества Независимых Государств, в Латвий-ской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике. На основе межгосударственных договоренностей должны быть созданы условия для большей свободы передвижения, расширения гуманитар-ных контактов, а также гарантированы права собственности, согласо-ваны вопросы пенсионного обеспечения и социальной защиты этниче-ских россиян.

VII

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Проведение государственной национальной политики осуществляется прежде всего посредством обеспечения эффективной реализации конституционно-правовых принципов регулирования межнациональ-ных отношений, разработки и выполнения государственных программ и поддержки общественных инициатив в достижении целей националь-ной политики, а также налаживания плодотворного диалога между органами государственной власти и национальными общностями.

Для этого важно реализовать следующие меры:

- рассмотреть вопрос об образовании Ассамблеи народов России для налаживания диалога между органами государственной власти и национальными общностями, ее участия в законотворческом процессе, осуществлении миротворческой деятельности.

Правительству Российской Федерации и органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

- согласовывать цели национальной политики с основными приори-тетами экономических и политических реформ, равно как с прогноза-ми и программами социально-экономического развития Российской Федерации и ее субъектов, и соответственно разрабатывать и осуществлять такие программы с учетом приоритетов государственной нацио-нальной политики;

- совместно решать межрегиональные проблемы в сфере федера-тивных и национальных отношений;

- разрабатывать и финансировать (на долевой и конкурсной осно-вах) федеральные и региональные программы, направленные на наци-ональное развитие и расширение межнационального сотрудничества народов Российской Федерации;

- осуществлять информационное обеспечение основных направле-ний национальной политики, содействовать освещению национальных проблем в средствах массовой информации и распространению знаний об истории и культуре народов России;

- организовать подготовку и повышение квалификации кадров го-сударственных служащих, специализирующихся в области националь-ной политики;

- учитывать отечественный и зарубежный опыт при разработке федеральных и региональных программ предотвращения и разрешения конфликтов на этнической почве.

На первом этапе реализации Концепции государственной националь-ной политики Российской Федерации Правительству Российской Феде-рации считать приоритетной задачей внесение в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации следующих законов:

- об отношениях автономных округов с краем или областью, в со-став которых они входят;

- о порядке изменения конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации;

- о реализации Закона РСФСР 'О реабилитации репрессированных народов'.

Повысить роль Министерства Российской Федерации по делам на-циональностей и федеративным отношениям:

- в разработке и экспертизе проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам национальных отношений или затрагивающих сферу этих отношений;

- в организации мониторинга состояния межнациональных отноше-ний и кризисных ситуаций с последующей выработкой рекомендаций для соответствующих органов государственной власти;

- в разработке и осуществлении программ национально-культурного развития и межнационального сотрудничества субъектов Российской Федерации.

В выработке и реализации государственной национальной политики наряду с Министерством Российской Федерации по делам национально-стей и федеративным отношениям призваны участвовать следующие федеральные органы исполнительной власти: Министерство культуры Российской Федерации, Министерство образования Российской Федера-ции, Министерство юстиции Российской Федерации, Министерство внут-ренних дел Российской Федерации, Министерство экономики Российской

Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министер-ство строительства Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федера-ции, Министерство науки и технической политики Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по сотрудничеству с государства-ми - участниками Содружества Независимых Государств, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Государствен-ный комитет Российской Федерации по высшему образованию, Государ-ственный комитет Российской Федерации по вопросам развития Севера, Государственный комитет Российской Федерации по физической культу-ре и туризму, Комитет Российской Федерации по делам молодежи, Коми-тет Российской Федерации по печати, Комитет Российской Федерации по кинематографии, Федеральная миграционная служба России, Федераль-ная служба России по телевидению и радиовещанию, Федеральная служ-ба занятости России и другие заинтересованные органы.

Для реализации государственной национальной политики и принятых в этих целях федеральных и региональных программ Правительству Рос-сийской Федерации при разработке проекта федерального бюджета на очередной год необходимо предусматривать специальную статью расходов.

Настоящая Концепция представляет собой изложение общих, прин-ципиальных подходов к разрешению назревших проблем в сфере на-циональных отношений.

Утверждена Указом Президента Российской Федерации 15 июня 1996 г. См.: На-циональная политика России, история и современность М., 1997. С. 647-663

 

НАВЕРХ


© Сетевой этнокультурный проект kryashen.ru, 2002.
Создание и поддержка - НКЦ кряшен г.Казани и Республики Татарстан.
Идея - Александра Журавского. Дизайн - Ольги Святкиной.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на kryashen.ru обязательна.
Вопросы, предложения, замечания и отзывы: