КОНЦЕПЦИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Концепция государственной национальной политики Российской Федерации представляет собой систему современных взглядов, принци-пов и приоритетов в деятельности федеральных органов государствен-ной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее именуются - органы государственной власти) в сфере национальных отношений. Концепция учитывает необходимость обеспечения единства и целостности России в новых исторических условиях развития российской государственности, согласования обще-государственных интересов и интересов всех населяющих ее народов, налаживания их всестороннего сотрудничества, развития национальных языков и культур.
Государственная национальная политика основывается на принци-пах Конституции Российской Федерации и общепризнанных нормах международного права и находит свое выражение в системе федераль-ных законов, законов субъектов Российской Федерации, а также дого-воров о разграничении предметов ведения и полномочий между феде-ральными органами государственной власти и органами государствен-ной власти субъектов Российской Федерации.
Концепция призвана стать ориентиром для органов государственной власти при решении задач национального развития и регулирования межнациональных отношений, обеспечения конституционных прав человека и гражданина.
СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ В ОБЛАСТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российская Федерация - одно из крупнейших в мире многонацио-нальных государств, где проживает более ста народов, каждый из ко-торых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. Преобладающее большинство народов страны на протяже-нии веков сложились как этнические общности на территории России, и в этом смысле они являются коренными народами, сыгравшими ис-торическую роль в формировании российской государственности. Бла-годаря объединяющей роли русского народа на территории России со-хранились уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов.
В условиях переходного этапа в жизни страны непосредственное влияние на межнациональные отношения оказывает ряд взаимосвязан-ных тенденций общественного развития:
- стремление народов к самоопределению и объективный процесс интеграции российского общества;
- возрастающая самостоятельность субъектов Российской Федерации и воля граждан к упрочению общероссийской государственности;
- потребность в проведении общего курса экономических и полити-ческих реформ и разные социально-экономические возможности реги-онов, обусловленные их исторической и хозяйственно-культурной спе-цификой;
- стремление сохранить и развивать национально-культурную само-бытность и приверженность духовной общности народов России.
На развитие межнациональных отношений оказывает существенное влияние наследие прошлого. Тяжелый удар по всем народам страны включая русский, был нанесен тоталитарной системой массовыми де-портациями и репрессиями, разрушением многих национальных культурных ценностей. Наряду с достижениями в развитии и сотрудниче-стве народов, которые имелись в советский период, проводился курс на унификацию, заложивший основу нынешних противоречий.
После распада СССР начался новый этап в развитии государства на основе традиций российской государственности, принципах федерализ-ма и гражданского общества. Однако отсутствие концепции государ-ственной национальной политики затрудняло процесс становления Рос-сийского федеративного государства, осуществления реформ и дости-жения межнационального согласия.
Наследие прошлого, геополитические и психологические послед-ствия распада СССР, социально-экономические и политические трудно-сти переходного периода обусловили ряд кризисных ситуаций и слож-ных проблем в области межнациональных отношений. Наиболее остро они проявляются в местностях, соседствующих с зонами открытых конфликтов, местах сосредоточения беженцев и вынужденных пересе-ленцев, в регионах с проблемами 'разделенных народов', на террито-риях со сложной социально-экономической, экологической и криминогенной обстановкой, в местностях, где ощущается резкая нехватка ре-сурсов жизнеобеспечения.
На межнациональные отношения серьезное негативное воздействие оказывают также безработица, особенно в районах, располагающих избыточными трудовыми ресурсами, правовая неурегулированность земельных и других отношений, наличие территориальных споров, проявление этнократических устремлений.
Каждый из перечисленных факторов находит свое специфическое проявление в жизни населения различных регионов, что требует, поми-мо общей концепции, разработки специальных региональных и местных программ. Узловыми проблемами, требующими решения, являются:
- развитие федеративных отношений, обеспечивающих гармонич-ное сочетание самостоятельности субъектов Российской Федерации и целостности Российского государства;
- развитие национальных культур и языков народов Российской Федерации, укрепление духовной общности россиян;
- обеспечение политической и правовой защищенности малочислен-ных народов и национальных меньшинств;
- достижение и поддержание стабильности, прочного межнацио-нального мира и согласия на Северном Кавказе;
- поддержка соотечественников, проживающих в государствах -участниках Содружества Независимых Государств, а также в Латвий-ской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике, содействие развитию их связей с Россией.
Принятие Конституции Российской Федерации, подписание Федеративного договора и ряда договоров и соглашений между государ-ственными органами государственной власти субъектов Российской Федерации снизили остроту нерешенных проблем. В то же время со-храняются факторы, ослабляющие государственность России и по-рождающие межнациональную напряженность. 06 этом свидетель-ствуют как сепаратистские, так и унитарисские тенденции, факты дискриминации и нарушений конституционных прав граждан по на-циональному признаку.
На государственном уровне еще не утвердился системный, взвешен-ный взгляд на национальный вопрос. Не стали нормой при разработке и проведении государственной национальной политики опора на науч-ный анализ и прогноз, учет общественного мнения и оценка послед-ствий принимаемых решений.
Дает о себе знать отсутствие эффективных программ национальной политики, а также необходимых нормативных правовых актов, при-званных регулировать различные стороны федеративных и нацио-нальных отношений.
В государственной национальной политике нужны новые концепту-альные подходы, прежде всего осознание того, что национальный во-прос не может занимать второстепенное место или быть предметом спе-куляций в политической борьбе. В ходе его разрешения перед обще-ством встают все новые задачи. Действия в этой сфере должны учиты-вать реальное состояние и перспективы национальных отношений в Российском государстве.
Национальная политика может стать консолидирующим фактором лишь в том случае, если она будет отражать все многообразие интере-сов народов России, иметь в своем арсенале четкие механизмы их со-гласования. В этой связи особое значение приобретает общность пози-ций органов государственной власти, различных политических и обще-ственных сил в национальном вопросе, основанных на конституцион-ных принципах, научно обоснованных выводах и рекомендациях.
II
ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Основными принципами государственной национальной политики в Российской Федерации являются:
- равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;
- запрещение любых форм ограничения прав граждан по призна-кам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
- сохранение исторически сложившейся целостности Российской Федерации;
- равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоот-ношениях с федеральными органами государственной власти;
- гарантия прав коренных малочисленных народов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципа-ми и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации;
- право каждого гражданина определять и указывать свою нацио-нальную принадлежность без всякого принуждения;
- содействие развитию национальных культур и языков народов Российской Федерации;
- своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов;
- запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и рели-гиозной розни, ненависти либо вражды,
- защита прав и интересов граждан Российской Федерации за ее пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубеж-ных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и на-циональных традиций, в укреплении их связей с Родиной в соответствии с нормами международного права.
III
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Основные цели государственной национальной политики Российской Федерации состоят в обеспечении условий для полноправного социального и национально-культурного развития всех народов России, упроче-нии общероссийской гражданской и духовно-нравственной общности на основе соблюдения прав и свобод человека и гражданина и признания его высшей ценностью.
При реализации национальной политики перед Российским государ-ством и обществом стоят следующие неотложные задачи:
1) в политической и государственно-правовой сфере:
- формирование Федерации, которая отвечала бы современным социально-экономическим и политическим реалиям и историческому опыту России, путем развития и углубления федеративных отношений;
- создание правовой базы для регулирования федеративных и на-циональных отношений;
- объединение усилий всех звеньев государственной системы и граж-данского общества, политических и религиозных деятелей для дости-жения межнационального согласия, утверждения принципа равнопра-вия граждан различных национальностей и вероисповеданий, укрепле-ния взаимопонимания между ними;
- обеспечение правовых, организационных и материальных усло-вий, способствующих учету и удовлетворению национально-культурных интересов народов;
- выработка государственных мер раннего предупреждения межна-циональных конфликтов и связанных с ними криминальных проявле-ний и массовых беспорядков;
- разрешение возможных споров и конфликтов между субъектами Российской Федерации путем согласительных процедур на основе Кон-ституции Российской Федерации, конституций (уставов) субъектов Рос-сийской Федерации, а также соответствующих договоров и соглашений между субъектами Российской Федерации;
- обеспечение правовой защиты национальной чести и достоинства граждан, усиление ответственности за разжигание межнациональной розни;
- решительная борьба с любыми проявлениями агрессивного нацио-нализма;
2) в социально-экономической сфере:
- реализация экономических интересов народов в соответствии с государственной региональной политикой, на основе учета их традици-онных форм хозяйствования и опыта трудовой деятельности;
- выравнивание уровней социально-экономического развития субъектов Российской Федерации,
- рациональное использование многообразия хозяйственных воз-можностей субъектов Российской Федерации, их природных ресурсов, накопленного научно-технического и кадрового потенциала, преиму-ществ территориального разделения труда и производственной коопе-рации при общей направленности на комплексное социально-экономи-ческое развитие страны и отдельных ее регионов;
- осуществление специальных программ занятости в трудоизбыточных регионах, мер по подъему 'депрессивных' районов, в первую оче-редь в Центральной России и на Северном Кавказе,
- развитие государственных систем коммуникации и информации в целях совершенствования единого экономического, информационного и культурно-образовательного пространства Российской Федерации;
- содействие развитию региональных ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации как фактора гармо-низации межнациональных интересов, обеспечения комплексного реше-ния социально-экономических и национально-культурных проблем;
3) в духовной сфере:
- формирование и распространение идей духовного единства, друж-бы народов, межнационального согласия, культивирование чувства российского патриотизма;
- распространение знаний об истории и культуре народов, населя-ющих Российскую Федерацию;
- сохранение исторического наследия и дальнейшее развитие нацио-нальной самобытности и традиций взаимодействия славянских, тюрк-ских, кавказских, финно-угорских, монгольских и других народов Рос-сии в рамках евразийского национально-культурного пространства, создание в обществе атмосферы уважения к их культурным ценностям;
- обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков всех народов России, использования русского языка как обще-государственного;
- укрепление и совершенствование национальной общеобразова-тельной школы как инструмента сохранения и развития культуры и языка каждого народа наряду с воспитанием уважения к культуре, истории, языку других народов России, мировым культурным ценно-стям;
- учет взаимосвязи национальных обычаев, традиций и обрядов с религией, поддержка усилий религиозных организаций в миротворче-ской деятельности;
4) в области внешней политики:
- содействие процессу реинтеграции на новой основе государств - бывших республик СССР в политической, экономической и духовной сферах; совместная с этими государствами выработка на основе Кон-венции об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, подписанной государствами - участниками Содруже-ства Независимых Государств в 1994 году, общих подходов к пробле-ме обеспечения прав и интересов национальных общностей, прожива-ющих на их территориях;
- реализация международных соглашений о защите национальных меньшинств;
- заключение договоров и соглашений с государствами - бывшими республиками СССР и другими странами о сотрудничестве в разреше-нии проблем компактно проживающих в приграничных районах нацио-нальных общностей, включая особое регулирование пограничного режима;
- выработка и осуществление на межгосударственном уровне меха-низмов решения проблем беженцев и вынужденных переселенцев;
- сотрудничество государств - бывших республик СССР в предот-вращении и мирном разрешении конфликтов.
IV
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФЕДЕРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Совершенствование федеративных отношений входит в число при-оритетных задач внутренней политики и призвано реализовать на прак-тике конституционные принципы федерализма, особенно принцип рав-ноправия всех субъектов Российской Федерации в отношениях с феде-ральными органами государственной власти, обеспечить равенство всех национальных общностей в каждом субъекте Российской Федерации и в России в целом при осуществлении ими своих социально-экономиче-ских, политических и национально-культурных прав.
Оптимизация федеративных отношений не преследует цель 'губер-низации' республик или, наоборот, 'республиканизации' краев и обла-стей. Своеобразие российского федерализма состоит в сочетании территориального и национального начал. Для развития федеративных отношений необходимо:
- принятие федеральных законов, заключение договоров и соглаше-ний, конкретизирующих принципы организации и взаимодействие федеральных органов государственной власти и органов государствен-ной власти субъектов Российской Федерации в целях укрепления обще-российской государственности и повышения самостоятельности субъек-тов Российской Федерации;
- совершенствование механизма учета интересов субъектов Россий-ской Федерации на федеральном уровне, расширение полномочий ор-ганов государственной власти субъектов Российской Федерации, повы-шение их ответственности за положение дел не только в своем регио-не, но и в стране;
- осуществление мер политического, экономического и правового характера, обеспечивающих государственную поддержку и стимулиро-вание экономической активности регионов;
- разработка правовых механизмов реализации совместных полно-мочий федеральных органов государственной власти и органов государ-ственной власти субъектов Российской Федерации;
- совершенствование экономического механизма федеративных отношений, в том числе бюджетной системы налогообложения;
- совместная реализация федеральных и региональных программ развития.
Развитие федерализма предполагает учет региональных особенно-стей при проведении экономических реформ и обусловливает необхо-димость межрегионального сотрудничества для обеспечения стабильно-сти в обществе, в том числе в сфере национальных отношений.
V
НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ (НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ) НАРОДОВ РОССИИ
Национальная политика должна выражать интересы граждан и обеспечивать реализацию предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав и свобод граждан, связанных с их национальной при-надлежностью. Реализация этих прав и свобод может осуществляться на основе многовариантных форм национально-культурного самоопре-деления народов в Российской Федерации с учетом разрозненного про-живания многих народов на ее территории.
Одной из таких форм самоопределения должна стать национально-культурная автономия, позволяющая гражданам Российской Федера-ции, принадлежащим к различным национальным общностям, в част-ности малочисленным, разрозненно расселенным народам, нацио-нальным меньшинствам, решать вопросы сохранения и развития своей самобытности, традиций, языка, культуры, образования.
Национально-культурная автономия является важным средством выявления и удовлетворения этнокультурных запросов граждан, дости-жения межнациональной стабильности, предупреждения конфликтов на национальной почве. Будучи экстерриториальным общественным формированием, национально-культурная автономия, не ущемляя прав субъектов Российской Федерации, закрепленных за ними Конституци-ей Российской Федерации, расширяет их возможности и ответствен-ность в осуществлении государственной национальной политики.
Важная роль в становлении и развитии национально-культурной автономии принадлежит органам местного самоуправления, которые призваны непосредственно выражать интересы жителей и способство-вать более гибкому учету их национально-культурных запросов.
Посредством различных форм национально-культурного самоопре-деления граждане Российской Федерации независимо от территории проживания реализуют свое право:
- создавать самоуправляемые общественные образования в местах компактного проживания национальных и этнических групп,
- формировать в рамках действующего законодательства ассоциа-ции и другие общественные объединения, способствующие сохранению и развитию культуры, более полному участию национальных групп в общественно-политической жизни страны;
- получать поддержку со стороны органов государственной власти;
- обращаться через национально-культурные ассоциации и объеди-нения в органы государственной власти, органы местного самоуправле-ния и представлять свои национально-культурные интересы;
- учреждать в установленном порядке всероссийские, региональные и местные средства массовой информации, получать и распространять в них информацию на родном языке;
- принимать участие в создании и деятельности образовательных и научных организаций, учреждений культуры;
- приобщаться к национальным культурным ценностям, содейство-вать сохранению и развитию народных промыслов и ремесел, приумно-жению исторического и культурного наследия своего народа;
- участвовать в культурном сотрудничестве народов, этнических и религиозных общин, отправлять религиозные обряды;
- устанавливать и поддерживать без какой-либо дискриминации свободные и мирные контакты через границы с гражданами других государств, с которыми они связаны историческими, национальными, религиозными и языковыми узами;
- участвовать через своих полномочных представителей в деятель-ности международных неправительственных организаций.
Органы государственной власти призваны оказывать содействие созданию правовой базы становления и функционирования различных форм национально-культурной автономии на федеральном, региональ-ном и местном уровнях, решению проблем различных национальных общностей, в частности посредством предоставления гарантий нацио-нального равноправия, удовлетворения информационных, культурно-образовательных и иных гуманитарных потребностей и интересов граж-дан, связанных с их национальной принадлежностью.
VI
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Одним из инструментов реализации государственной национальной политики является программно-целевой подход, который обеспечивает:
- объединение усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления и национальных общностей в достижении общей цели улучшения качества жизни, удовлетворения национально-культурных запросов всех народов Российской Федерации;
- федеральные программы социально-экономического и националь-но-культурного развития народов; соответствующие программы субъек-тов Российской Федерации должны учитывать положения настоящей Концепции.
В основу таких программ должна быть положена система мер, на-правленных на сохранение и развитие культур, языков, традиций наро-дов, расширение сотрудничества и духовное взаимообогащение граж-дан всех национальностей.
Основополагающим требованием к программе национально-куль-турного развития каждого народа является учет органического един-ства традиций и новаций, бережное отношение к традициям, обычаям и иным ценностям, а также институтам, отражающим особенности культуры каждого народа и общие ценности Российского государства.
Свою роль должны сыграть и меры по поддержке различных форм местного самоуправления, созданию условий для проявления инициати-вы и самодеятельности всех групп населения, а также учет их интере-сов и потребностей в деятельности органов местного самоуправления.
Межнациональные отношения в стране во многом будут определять-ся национальным самочувствием русского народа, являющегося опорой российской государственности. Потребности и интересы русского наро-да должны в полной мере найти отражение в федеральных и региональ-ных программах, постоянно учитываться в политической, экономиче-ской и культурной жизни республик и автономных образований Россий-ской Федерации. Не меньшее значение имеет решение комплекса про-блем народов республик, автономных образований, а также нацио-нальных общностей, проживающих в других субъектах Российской Федерации, обеспечение соответствующего представительства народов Российской Федерации в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
В этих целях необходимо:
- обеспечить сохранение и развитие традиционных форм хозяйство-вания, приумножение духовных ценностей, создаваемых искусством и литературой, народным творчеством, развитие и расширение сферы применения национальных языков, утверждение принципов культурно-го плюрализма, двуязычия и многоязычия при интегрирующей роли русского языка;
- использовать федеральные, региональные и местные средства массовой информации как инструмент обмена духовными ценностями народов России. Организовать на радио и телевидении выпуск про-грамм на языках народов Российской Федерации, а также циклов пере-дач о жизни регионов страны, о самобытности культур народов России, их взаимовлиянии и взаимообогащении;
- принять исчерпывающие меры по обеспечению равенства прав граждан любой национальности в соответствии с Конституцией Россий-ской Федерации, исключив случаи дискриминации по национальному признаку в той или иной форме;
- оказывать поддержку диаспорам в удовлетворении национально-культурных потребностей на основе договоров между субъектами Рос-сийской Федерации и посредством расширения связей с национально-культурными объединениями;
- рассмотреть вопрос о создании в г. Москве Всероссийского дома народов России;
- обеспечить разработку программ и курсов, способствующих вос-питанию культуры межнационального общения, ознакомлению детей, молодежи, населения с духовным богатством народов России и их вне-дрение в систему дошкольного воспитания, среднего и высшего образо-вания, повышения квалификации кадров, а также в систему обучения в воинских частях и подразделениях.
Следует создать условия для равноправного участия малочисленных народов в управлении государственными и общественными делами, развития традиционных для них отраслей хозяйства, духовного возрож-дения, сохранения и развития национальной культуры, родного языка.
В отношении коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока на первый план выступают социальные и экологиче-ские проблемы, проблемы сохранения их языка и культуры. Необходи-мо законодательное отражение особенностей бюджетной системы, при-ватизации, налогообложения, предпринимательской деятельности, участия иностранных инвесторов в освоении природных ресурсов, традиционного использования промысловых угодий и пастбищ, охраны окружающей среды.
В этой связи должны быть приняты меры, обеспечивающие:
- восстановление разрушенных экосистем, ограничение деятельно-сти хозяйственных структур, наносящих непоправимый ущерб среде обитания;
- выделение средств на финансирование здравоохранения, строи-тельство больниц, поликлиник, их материального и кадрового обеспе-чения.
Регионом со сложной этнополитической ситуацией является Север-ный Кавказ. При разработке государственной программы развития этого региона необходимо учитывать его историко-культурную специ-фику, особое геополитическое положение, а также потребность преодо-ления последствий вооруженных конфликтов.
Специальные федеральные программы должны быть посвящены защите прав и обустройству беженцев и вынужденных переселенцев, включая реализацию мер по их приему и размещению с учетом по-требностей регионов России в трудовых ресурсах, а также профессио-нальной структуры и национально-культурных особенностей пересе-ленцев.
Требует своего разрешения ряд проблем репрессированных наро-дов: следует ускорить разработку и реализацию соответствующих зако-нодательных актов, направленных на устранение последствий репрес-сий и депортаций в отношении этих народов.
Нуждаются в государственной поддержке соотечественники за ру-бежом, прежде всего путем оказания им материальной и культурной помощи, особенно этническим россиянам, проживающим в государ-ствах - участниках Содружества Независимых Государств, в Латвий-ской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике. На основе межгосударственных договоренностей должны быть созданы условия для большей свободы передвижения, расширения гуманитар-ных контактов, а также гарантированы права собственности, согласо-ваны вопросы пенсионного обеспечения и социальной защиты этниче-ских россиян.
VII
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Проведение государственной национальной политики осуществляется прежде всего посредством обеспечения эффективной реализации конституционно-правовых принципов регулирования межнациональ-ных отношений, разработки и выполнения государственных программ и поддержки общественных инициатив в достижении целей националь-ной политики, а также налаживания плодотворного диалога между органами государственной власти и национальными общностями.
Для этого важно реализовать следующие меры:
- рассмотреть вопрос об образовании Ассамблеи народов России для налаживания диалога между органами государственной власти и национальными общностями, ее участия в законотворческом процессе, осуществлении миротворческой деятельности.
Правительству Российской Федерации и органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
- согласовывать цели национальной политики с основными приори-тетами экономических и политических реформ, равно как с прогноза-ми и программами социально-экономического развития Российской Федерации и ее субъектов, и соответственно разрабатывать и осуществлять такие программы с учетом приоритетов государственной нацио-нальной политики;
- совместно решать межрегиональные проблемы в сфере федера-тивных и национальных отношений;
- разрабатывать и финансировать (на долевой и конкурсной осно-вах) федеральные и региональные программы, направленные на наци-ональное развитие и расширение межнационального сотрудничества народов Российской Федерации;
- осуществлять информационное обеспечение основных направле-ний национальной политики, содействовать освещению национальных проблем в средствах массовой информации и распространению знаний об истории и культуре народов России;
- организовать подготовку и повышение квалификации кадров го-сударственных служащих, специализирующихся в области националь-ной политики;
- учитывать отечественный и зарубежный опыт при разработке федеральных и региональных программ предотвращения и разрешения конфликтов на этнической почве.
На первом этапе реализации Концепции государственной националь-ной политики Российской Федерации Правительству Российской Феде-рации считать приоритетной задачей внесение в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации следующих законов:
- об отношениях автономных округов с краем или областью, в со-став которых они входят;
- о порядке изменения конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации;
- о реализации Закона РСФСР 'О реабилитации репрессированных народов'.
Повысить роль Министерства Российской Федерации по делам на-циональностей и федеративным отношениям:
- в разработке и экспертизе проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам национальных отношений или затрагивающих сферу этих отношений;
- в организации мониторинга состояния межнациональных отноше-ний и кризисных ситуаций с последующей выработкой рекомендаций для соответствующих органов государственной власти;
- в разработке и осуществлении программ национально-культурного развития и межнационального сотрудничества субъектов Российской Федерации.
В выработке и реализации государственной национальной политики наряду с Министерством Российской Федерации по делам национально-стей и федеративным отношениям призваны участвовать следующие федеральные органы исполнительной власти: Министерство культуры Российской Федерации, Министерство образования Российской Федера-ции, Министерство юстиции Российской Федерации, Министерство внут-ренних дел Российской Федерации, Министерство экономики Российской
Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министер-ство строительства Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федера-ции, Министерство науки и технической политики Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по сотрудничеству с государства-ми - участниками Содружества Независимых Государств, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Государствен-ный комитет Российской Федерации по высшему образованию, Государ-ственный комитет Российской Федерации по вопросам развития Севера, Государственный комитет Российской Федерации по физической культу-ре и туризму, Комитет Российской Федерации по делам молодежи, Коми-тет Российской Федерации по печати, Комитет Российской Федерации по кинематографии, Федеральная миграционная служба России, Федераль-ная служба России по телевидению и радиовещанию, Федеральная служ-ба занятости России и другие заинтересованные органы.
Для реализации государственной национальной политики и принятых в этих целях федеральных и региональных программ Правительству Рос-сийской Федерации при разработке проекта федерального бюджета на очередной год необходимо предусматривать специальную статью расходов.
Настоящая Концепция представляет собой изложение общих, прин-ципиальных подходов к разрешению назревших проблем в сфере на-циональных отношений.
Утверждена Указом Президента Российской Федерации 15 июня 1996 г. См.: На-циональная политика России, история и современность М., 1997. С. 647-663
|