КОНВЕНЦИЯ ЮНЕСКО О БОРЬБЕ С ДИСКРИМИНАЦИЕЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)
Статья 1
1. В настоящей Конвенции термином "дискриминация" охватывается любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или других убеждений, национального или социального происхождения, материального положения или рождения и имеющее целью уничтожение или нарушение равенства в области образования, в частности:
а) лишение отдельных лиц или групп доступа к образованию любого вида и на любой ступени;
б) ограничение отдельных лиц или групп образованием более низкого уровня;
в) создание или сохранение обособленных систем образования или учебных заведений для отдельных лиц или групп, кроме предусмотренных в статье 2 настоящей Конвенции; или
г) введение в отношении отдельных лиц или групп условий, противных достоинству человеческой личности.
2. В настоящей Конвенции термином "образование" охватываются все виды и ступени образования, а также доступ к образованию, уровень и качество образования и условия, в которых оно предоставляется.
Статья 2
Следующие ситуации, если они разрешаются в каком-либо государстве, не считаются дискриминационными по смыслу статьи 1 настоящей Конвенции:
а) создание или сохранение обособленных систем образования или учебных заведений для учащихся различного пола, если в этих системах или заведениях предоставляются равноценный доступ к образованию, состав преподавателей с квалификацией равного уровня и школьные помещения и оборудование равного качества и если представляется возможность прохождения равноценных учебных курсов;
б) создание или сохранение, по религиозным или языковым мотивам, обособленных систем образования или учебных заведений, предоставляющих образование, отвечающее желаниям родителей или опекунов учащихся, если участие в этих системах и посещение этих учебных заведений являются факультативными и если предоставляемое образование отвечает требованиям, предписанным или утвержденным компетентными органами власти, в частности требованию предоставления образования равного уровня,
в) создание или сохранение частных учебных заведений, если задачей этих заведений является не исключение каких-либо групп, а предоставление возможностей образования в дополнение к тому, что предоставляется публичными властями, если руководство этими заведениями ведется в соответствии с указанной целью и если предоставляемое образование отвечает требованиям, предписанным или утвержденным компетентными органами власти, в частности требованию предоставления образования равного уровня.
Статья 5
1. Государства, являющиеся сторонами настоящей Конвенции, считают, что:
...с) за лицами, принадлежащими к национальным меньшинствам, следует признавать право вести собственную просветительную работу, включая руководство школами, и, в соответствии с политикой в области образования каждого государства, использовать или преподавать свой собственный язык, при условии, однако, что.
I) осуществление этого права не мешает лицам, принадлежащим к меньшинствам, понимать культуру и язык всего коллектива и участвовать в его деятельности и что оно не подрывает суверенитета страны;
II) уровень образования в такого рода школах не ниже общего уровня, предписанного или утвержденного компетентными органами, и
III) посещение такого рода школ является факультативным...
Статья 8
Любой спор между любыми двумя или несколькими участвующими в настоящей Конвенции государствами, касающийся толкования или применения настоящей Конвенции и не разрешенный путем переговоров, передается по требованию спорящих сторон, за неимением других способов урегулирования спора, на решение Международного суда.
Статья 10
Настоящая Конвенция не должна иметь своим последствием умаление прав, принадлежащих отдельным лицам или группам на основании соглашений, заключенных между двумя или несколькими государствами, если эти права не противоречат букве и духу настоящей Конвенции. Принята 14 декабря I960 г.
|