Тихвинский приход в КазаниСетевой этнокультурный проект кряшенского народаПричастие
на главную о проекте ccылки форум rus kryash tat eng

Новости
Аналитика
Актуальные темы
СМИ о кряшенах
Современное положение кряшен
Духовная история и культура
Музыкальная культура и фольклор
Этнография
Перепись 2002
Правовой ликбез
Электронные конференции
Библиотека
Видеотека
Фонотека
Галереи
Радиопередачи
"Кряшен Сюзе"
Книжная лавка
Ссылки

Поиск по серверу

Ноябрь, 2001 г.

Значительным событием, которое стало помощью, необходимой для создания условий по сохранению этнокультурных ценностей кряшен стала победа проекта, заявленного "Общественной организацией народности кряшен г.Казани" на конкурсе, проведенном Приволжским федеральным округом - "Ярмарка социальных и культурных проектов - "Саратов-2001". Было заявлено около семидесяти проектов В результате чего был получен грант на создание проекта "Internet-server kryashen.ru". Работа по подготовке материалов для сайтов этого проекта стала хорошей школой для вхождения кряшен в мировое информационное пространство и проверкой интеллектуальных ресурсов кряшен

Среди организаций, выигравших грант, имеется и женское общество "Фемина" из г. Набережные Челны, а также городской реабилитационный центр детей с ограниченными возможностями. По этому случаю 5 октября в г. Саратове была организована ярмарка социальных и культурных проектов. Для участия в работе этой ярмарки были приглашены и представители кряшенского проекта Мария Семенова, профессор Казанской академии культуры Татьяна Дунаева, научный сотрудник ИЯЛИ им.Г.Ибрагимова Геннадий Макаров.

В связи с этим событием я пригласила в студию профессора Татьяну Дунаеву.
Татьяна Григорьевна, Стало известно о выигрыше гранта проекта в на ярмарке 2001. Раскройте это подробнее.

Т.Д. - Саратовская ярмарка, организованная Приволжским федеральным округом под девизом Социальное партнерство и сотрудничество, прошла с 5 по 7 октября 2001 года. В конкурсе приняли участие 871 проект по социальным и культурным проблемам, а 86 из них стали победителями. Из Татарстана было направлен 71 проект, из них выиграли - 3, в том числе и наш проект "Internet-server kryashen.ru", который входит в направление "этнокультурные и конфессиональные идентичности" т.е. "этнические культуры и конфессиональные общности".

А.В. - Какие иные номинации были предложены на конкурс, почему вы выбрали именно этот, а также в чем цель проекта?

Т.Д. - В программе конкурса были такие направления как местное самоуправление, гуманитарные стратегии и тактики, образовательная политика, новые информационные технологии. Казанское отделение Республиканского общества кряшен выбрало направление "этнические культуры и конфессиональные общности". Причин, способствовавших к включению меня лично в эту работу, несколько. В республиканской печати стали появляться публикации, где встречались угрозы и грубые поучения в адрес кряшен о том, как им следует себя считать и себя называть. Это одно. Во-вторых: в связи с желанием сбора политических дивидентов и очков, в печати стали допускаться недостовнрные научные и исторические факты. Скажем, Файзальхак Исляев в газете "Восточный экспресс" ( 2001, 12 июль, ? 12) пишет, что кряшены "от мусульман отошли, но до христиан не дошли", о том, что кряшены жили, пользуясь льготами. Почему не дошли? Семь поколений моих предков были христианами. Это соотносится с началом XVIII века. Они занимались корчеванием леса и хлебопашеством. Я не знаю какие были у них льготы, но мой дед с тремя своими братьями батрачили, дожидаясь очередного передела земли. Дед шесть лет отбывал рекрутчину на Кавказе. Где же правда? Значит нужны новые исследования. Особенно тщательно нужно изучать Российское правовое пространство, связанное налогами, землей, положением инородцев (нерусского населения) и уточнить, кто в сравнении кто пользовался какими льготами, а не возводить отдельно выдернутые факты в положении установленного правила. Если и были какие то льготы 250 лет назад, то ведь надо исходить их реальностей сегодняшнего дня.

Этими проблемами занялась бы молодежь, в том числе и кряшенская, и не зависимо, где они живут: в Татарстане, Удмуртии, Башкотостане, Челябинской, Пермской, Оренбургской и др. областях. Сейчас информацию молодежь больше получает из Интернета. Поэтому была поставлена цель: создать информационные блоки о кряшенах для России и всего мирового пространства на четырех языках. В них предполагается ввести блоки о современном состоянии кряшенского общества, истории, образовании, культуре, а также материалы о музыкальном фольклоре в оригинальном, народном исполнении.

Я сказала о четырех языках, это: кряшенский, татарский, русский и английский. Это и ответ на мнение о том, что якобы кряшены пытаются изолироваться от внешнего мира. В отличие от мусульман посещеть церковь, руководствоваться положениями православной религии это ведь еще не самоизоляция. На земле имеются разделенные на две части народы, в результате особенностей этнической культуры и конфессиональной принадлежности не только кряшены. Скажем, в Египте живет коптский народ. Они христиане, а по своему происхождению они близки к арабам, но имеют свои особые имена. Сейчас говорят на арабском языке, а коптский сохранился лишь как богослужебный, церковный язык. То же положение и у кряшен. И у нас служба идет на кряшенском языке и в этой номинации она войдет в интернет.

А.В. - В связи с этим хотелось бы узнать. 20 октября в газете "Коммерсант" в публикации Шамиля Идиатуллина приводятся такие слова, что каждый народ должен найти свое место и в океане мирового пространства, и в параллельных мирах. И Вы так считаете?

Т.Д. - прочитав эту заметку, я подумала, что, возможно, Шамиль эфенди прав. Но, с присущей кряшенскому народу, скомностью: у каждого народа имеется право в любой стране называть себя тем, кем он хочет себя назвать. В этом случае надо исходить из исторических реалий. Если в России проживает примерно 320 тысяч кряшен, значит они "имеются" и у них имеется собственное самоназвание.

Данный интернет-проект не ставит цель отделения от других народов, а чтобы поняли нас. Ибо в последние 10 лет заметно увеличивается число лиц, обвиняющих кряшен, и нашедших в них причину трагической судьбы татарского народа, потому, что они по иному поклоняются Господу Богу. Я бы им прочитала стихотворение Мустая Карима "Соры тургай" - "Серый жаворонок".

Серый жаворонок, т.е. обычный воробей, является олицетворением кряшен, которые вместе с народом Татартана переносит все тяготы жизни.

А.В. - Сегодня говорят, что это Москва искусственно создала кряшенскую проблему, чтобы разобщить татар. Что Вы думаете по этому поводу?
Т.Д. - Мне кажется, что Москве одинаково нужны и одинаковы цены и татар и кряшен, как всех остальных народов.

А кряшенская пробема заострилась в нашей республике в эпоху перестройки гласности. А ее выдвинули деятели, повторяющие слова "нация, нация", но, как говорил Лев Николаевич Гумилев, с высоты кочки, а ведь эту тонкую проблему надо было бы обозреть с высоты птичьего полета, или хотя бы кургана.

В особенности это касается журнала "Идель" , которая многое преуспела в разжигании страстей. Началом можно считать подборку "Входя в XXI век", напечатанную 15 октября 1996 года. Во время круглого стола, где приняли участие многие видные деятели татарского общества, академик Абрар Каримуллин высказал следующее: Сейчас получая деньги из Москвы, кряшены, говоря, мы не татары, нас зажимают, у нас нет своей школы, своего театра, своей газеты, продолжают политику Ильминского. (Ватаным Татарстан, 1996, 15 октября, с.2-3). Газет, школ и ансамбля нет и сейчас. Н.И.Илминский же составил для кряшен первую азбуку, букварь. Какой представительнарода может обливать грязью заслуги такого человека?

Правда, среди татарских интеллигентов нашлись и трезвые люди, которые назвали это выступление А.Каримуллина глупостью. Это профессор Булат Файзрахманович Султанбеков. К сожалению, мы, кряшены, не отреагировали должным образом на это правдивое слово. Ведь мы привыкли отмалчиваться и смиренно терпеть. Тогда я подумала, кто может поверить этой бредовой идее А.Каримуллина. Нет, оказалось, что были и поверившие. В результате, в средствах массовой информации эта мысль стала активно тиражироваться и нарастать новыми вымыслами. А услышав выступления делегатов, приехавших с районов на октябрьскую конференцию 2001 года, появился душевный дискомфорт. Они рассказывали, что когда проводят газ в села, то кряшенские села обходили стороной, когда проводиди дороги, то сформировавшиеся веками трассы менялись, чтобы обойти стороной кряшенские села. Если в кряшенской деревне построят свои котеджи несколько татарских предпринимателей, то они начинают строить мечеть, например, среди 30 кряшенских сел Елабужского района, только в двух кряшенские руководители.

На конференцию приглашались представители властных, государственных структур, журналисты, представители татарских общественных организаций. Пришедших было чрезвычайно мало. А сейчас удивляются и говорят: откуда же возникли эти проблемы?

Когда говоришь, что в Татарстане на 1500 татар - одна мечеть, а на одну церковь - 50 тысяч православных кряшен. Ответ обычно таков - мечети строятся на народные деньги, но добавляют, что это бывает часто лишь частично.

Зачем же лукавить? Мы же читаем заметки о торжествах по случаю открытий мечетей. Слышим слова благодарности руководителю администраций районов за оказанную материальную помощь. Если не ошибаюсь, то некоторые мечети носят имена известных руководителей и их родственников. Конечно, мы не против постройки мечетей, но нужно строить церкви и в кряшенских селениях.
Возникает вопрос, почему Татарстан заботится об открытии татарских гимназий школ в других республиках и областях, а почему не открывается ни одной кряшенской школы в Казани, в Татарстане.

Если в Башкортостане нужен татарский театр, газеты, школы, гимназии, то почему же они не нужны кряшенам? А ведь разница между татарским и башкирским языками не больше чем с кряшенским. А менталитет кряшен и татар не только в языке. Различие их менталитетов формировались на протяжении многих веков ввиду их нахождения в разных конфессиях. Об необходим особый разговор. Это касается и книги Файзулхака Исляева "Православные миссионеры в Поволжье" (Казань, 1999).

В заключение хочу сказать, что способствовала появлению проблемы кряшен не Москва, а власти республики, которые не хотят видеть и слышать насущные проблемы выживания кряшенского общества, ее культурных и конфессиональных интересов. Сегодня этим людям, поддерживаемых взглядов А.Каримуллина, можно сказать: Вы получаете специальные деньги, чтобы проводить политику перехода на латиницу, чтобы оторвать 2/3 татар от татарской культуры. Какой была бы реакция? А мы слышим эти слова почти каждый день, только с подменой слова Турция на Москву.

Несмотря на старания некоторых политиков у нас есть история, берущая начало с IV - V веков, у нас есть религия, оставшаяся нам от наших дедов и прадедов, у нас есть имена, доставшиеся нам от наших родителей. Почему мы должны отказываться от них, почему мы должны потерять свое лицо?! Мы хотим сохранить дружбу с татарским народом, с которым имеем одни этнические корни.

 

НАВЕРХ


© Сетевой этнокультурный проект kryashen.ru, 2002.
Создание и поддержка - НКЦ кряшен г.Казани и Республики Татарстан.
Идея - Александра Журавского. Дизайн - Ольги Святкиной.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на kryashen.ru обязательна.
Вопросы, предложения:
Замечания, отзывы: