Тихвинский приход в КазаниСетевой этнокультурный проект кряшенского народаПричастие
на главную о проекте ccылки форум rus kryash tat eng

Новости
Аналитика
Актуальные темы
СМИ о кряшенах
Современное положение кряшен
Духовная история и культура
Музыкальная культура и фольклор
Этнография
Перепись 2002
Правовой ликбез
Электронные конференции
Библиотека
Видеотека
Фонотека
Галереи
Радиопередачи
"Кряшен Сюзе"
Книжная лавка
Ссылки

Поиск по серверу

ЭТНОГРАФИЯ

В общей истории конфессионального самоопределения тюркских этнических сообществ известно, что они, в силу различных исторических причин, лишь в небольшой части сохранили свои древние, дорелигиозные верования. Большинство тюркских народов в определенные исторические эпохи выбрали и восприняли различные варианты таких мировых конфессий как буддизм, иудаизм, христианство или ислам. Это положение не обошло стороной и тюркские провинции Волго-Камского региона. Здесь доминирующим было влияние исламской цивилизации. При этом имелись и отдельные общины христиан. Некоторые этнические группы тюрков Волго-Камья до начала XX века сохраняли относительно цельные традиции дорелигиозной системы верования, с верой в культ киреметей.

С IX - Х веков значительная часть населения булгарского общества стала исповедовать ислам. Постепенно, к рубежу нового времени, булгарское мусульманское общество региона трансформировалось в татарскую нацию.

В средневековый период истории Булгара, Золотой Орды, Казанского ханства, население региона несло в себе ощутимое влияние христианства, христианской культуры. После присоединения Волго-Камского региона к России, сложились исторические условия, при которых часть булгарского населения, говорившая на диалектах чувашского языка, а также часть населения, говорившая на булгаро-кипчакском диалекте, образовали два этнокультурных сообщества православных христиан-тюрков. Основные признаки этнической культуры этих двух христианских сообществ получили свое оформление в глубинах истории Волго-Камского региона. История формирования этнической, а также конфессиональной культуры этих сообществ интересна и привлекает к себе внимание специалистов различных направлений в науке. Историческая судьба этнического сообщества чувашей-христиан привела их к созданию народности, которая на сегодня имеет правовой статус государствообразующего народа. Несколько другим оказалась судьба другой христианской общины, говорящей на булгаро-кипчакском языке. Наш раздел посвящен проблемам изучения истории, этногенеза, этнографии этой общины, т.е. кряшенского сообщества.

Самоназвание представителей этноконфессионального сообщества - кряшен, первоначально представляло собой только конфессионим, ибо кряшен в понимании народа всегда было синонимично понятию христианин. Этот конфессионим впоследствии вобрал в себя и свойства, содержание, характерных для понятия этноним, ибо кряшенское конфессиональное сообщество выработало в себе особый комплекс этнической светской культуры. Поэтому понятие "кряшен" стало иметь два уровня своего содержания. Происхождение этого самоназвания однозначно связывается с понятием крещеный, которое происходит из русского языка.

Вспомним, что в традициях русской истории и языковой культуры представителей многих тюркоязычных народов до начала ХХ века было принято называть общим термином татары. Отсюда естественно выводится, что христианские этнические группы народов Волго-Камья по русской традиции издавна называли крещеными татарами. Сами крещеные татары с названием крещеные татары никогда не соглашались, ибо для них понятие татар синонимично понятию мусульманин. Поэтому в их понимании это звучало как нонсенс - христианские мусульмане, с чем кряшены, исходя из своих традиционных суждений, категорически не согласны. Официально, нормативы татарского литературного языка, сформированные в новое время, понятие татар не связывают его с конфессиональным содержанием, оно означает лишь понятие народ, этническое сообщество, нацию. Исходя из этого, в современной татарской этнологии кряшенскую группу принято называть татары-кряшены или керяшен татарлары, как этноконфессиональное, этнографическое подразделение татарского национального сообщества. Таким образом, до сего времени в народе существует практика различного толкования понятий татар и кряшен. Одни трактуют их как конфессионим, а другие как этноним. Это до сего времени приводит к недоразумениям.

Кряшены или татары-кряшены, как их принято называть в научных и официальных источниках, имеют значительный потенциал традиционной культуры, основа которой генетически связана с древней этнической культурой народов Волго-Камского этнокультурного региона. Современная культура кряшен продолжает сохранять в себе многие уникальные, коренные свойства искусства, характерные для древней эпохи домусульманского и дохристианского слоя тюркско-булгарской цивилизации, которые уже слабо проявляются в культуре мусульманской общины татар. Этим особо ценна культура кряшен.

На сегодняшний день актуальными являются вопросы, которые касаются экологии этнокультурной системы народов нашего региона, нашей республики. Это относится и к тюрко-татарскому сообществу, которое имеет две конфессиональные общины. Мусульманская община составляет большинство населения. Христианская община представлена населением, которое проживает в свыше 300 селениях. Эти села расположены на территории Татарстана (около 200). Остальные, в соседних республиках, таких как Башкирия, Удмуртия, Мариэл, а также в Кировской, Самарской, Оренбургской, Челябинской областях.

Поддержка равновесия этнокультурных систем народов Волго-Камского края в современную эпоху является достаточно сложной задачей. Ее решение требует от общества осознанности имеющейся опасности разрушения его основ, и серьезных, волевых усилий по его сохранению. Остро встает проблема создания условий для сохранения живых и уникальных традиций языка, культуры, искусства и духовной культуры в христианской общине кряшен. Эти традиции являются общим культурным достоянием народов всего Волго-Камского региона, России и всего мирового сообщества. Постановка проблем этнокультурной экологии имеет прямое отношение к необходимости разработки механизма для выживания традиционной культуры кряшен в современную эпоху.

Для решения вопросов по сохранению этой культуры нужен комплексный подход, ибо отдельные целевые усилия реальных результатов могут и не дать. Для этого необходимо разработать общую стратегию развития материальной и духовной культуры кряшенского этноконфессионального сообщества. Нужно выработать определенные правовые нормативы и юридический статус кряшен, кряшенской культуры, которые работали бы в общереспубликанском и общероссийском правовом пространстве. Необходимо, чтобы они были скоординированы с внутренними планами развития культуры современного татарского национального сообщества в целом.

Нивелирование диалектных особенностей в традиционных культурах этнических групп татар долгие годы проводилось с благовидными намерениями подтягивания их к общепринятым казанско-татарским нормативам. Такая практика существовала, например, в отношении сибирских татар, астраханских татар-ногайцев, мишарей. Однако оказалось, что такой односторонний подход был не верен, ибо так теряются уникальные ценности, которые восполнить уже не удастся. Необходимо плановое развитие, прежде всего на уровне государственных программ в школьном образовании, не только общих, но и местных, диалектных традиций. Этот шаг был бы справедливым, гуманным и демократическим решением, ибо именно такая практика может реально привести к взаимопониманию, взаимоуважению и сплоченности народа. Желание определенной части татарской интеллигенции в плановом порядке ускорить процесс скорейшей унификации культуры татар, избавления от местных особенностей диалектов языка, музыки, обычаев и праздников, является мнимым благом, что приведет лишь к обеднению общей культуры татарского сообщества и утере ценностей, духовного наследия, имеющих многовековую историю.

Очевидно, что такие непродуманные шаги по унификации нередко приводят к обратной реакции общественности разных этнических групп, т.е. ведут к созданию условий, при котором срабатывает механизм инстинктов самосохранения этнических культур. Этот механизм приводит к тенденции развития оппозиции по отношению к унифицированным формам казанско-татарской культуры, к политике их реализации. В конечном итоге это дает повод для приписывания всех невзгод местных культур на Казань. Демократическое и взвешенное решение указанных проблем, при котором соблюдался бы паритет, и учитывались бы местные, а также общенациональные интересы, должны стать важным направлением в перспективной плановой работе и долгосрочной, перспективной и продуманной политике руководства республики и страны. Пустить на самотек эти процессы, значит, не владеть ситуацией.

Ведущий раздела - этномузыковедом Макаровым Геннадием Михайловичем, науч. состр. отдела искусствоведения ИЯЛИ им.Г.Ибрагимова АН РТ, преподавателем Казанской гос. консерватории.



О культуре протокряшен до XVI века.

Одним из постоянно задаваемых вопросов, который можно услышать в различных аудиториях сводится к тому, что возможно ли существова-ние отдельных общин татар-христиан в средневековую эпоху до сере-дины XVI века, т.е. до эпохи войн Ивана Грозного.

Наличие в ханском прошлом Среднего Поволжья, например, в Булгаре, общин тюрок-христиан давно известно в исто-рической науке. Так же, как и о наличии православной епархии с центром в столице Золотой Орды городе Сарае. Часто упоминается и случай об имевшемся проти-востоянии в городе Булгаре между представителями большинства му-сульманской и меньшинства христианской общин. В Булгаре это происходило так. Активным пропо-ведником христианства среди горожан был богатый человек по имени Авраамий. Его проповеди привели к недовольству большинства му-сульманского населения города. Развязка этой истории завершилась расправой над руководителем христианской общины города Булгара Авраамием. Христиане этой булгарской общины по церковной иерархии подчинялись Владимирской епархии Русской православной церкви. Ввиду добрососедских отношений и наличия межгосударственного договора о дружбе, в начале XIII в этот инцидент разре-шился передачей мощей Авраамия представителям церкви Влади-мирской епархии.

Читать всю статью >>>


О традициях культуры кряшен начала 20 века.

Кряшенское общественное движение стало активно проявлять себя уже после 1905 года. С этого времени начинает активно поддерживаться общественное мнение, что кряшены это отдельная народность, отличающаяся от татар, удмуртов, русских. Представители интеллигенции предпринимают меры по созданию и выходу газет, книг на родном языке, посвященных общественной и культурной жизни, начинают организовываться музыкально-поэтические вечера, проявляют интерес к традиционной культуре, фольклору.

Читать всю статью >>>


О судьбе этнических традиций кряшен в советский период.

После 1917 года и издания декрета об отделении школы от церкви и церкви от государства была нарушена главная структурная база внутрикряшенских коммуникаций культуры и религии. С этого времени образовательные и культурно-просветительные учреждения государства были нацелены на нивелирование местных традиций культуры, а попытки их развития, предпринимаемые отдельными энтузиастами, считались проявлением национализма и жестко пресекались. Для быстрейшего вхождения кряшен в структуры татарской культуры издавались татарско-кряшенские словари. Например, Беляев Гаврила. Толковый словарь татарско-арабских слов для кряшен (Казань: 'Яналиф', 1929). Это должно было способствовать переходу кряшенских школ на общетатарские учебные программы и общелитературный татарский язык.

Читать всю статью >>>


О развитии культуры в современный период.

Сегодня, в постсоветское время, формируются новые позиции и расклад разных сил республиканского политического общества и в отношении взглядов на судьбу разных этнических групп татарского народа. Имеются тенденции декларативного характера, исходящие от определенного круга национального движения татар-мусульман, имеющих крайние позиции, о необходимости скорейшего возвращения кряшен в ислам и 'воссоединение' их с татарской нацией. Это абсолютно неприемлемый вариант. Это, скорее всего, может дать обратный эффект и стать одной из причин выталкивания кряшен из структур татарской национальной культуры.

Читать всю статью >>>


Нагайбаки

Макаров Г.М.

Судьба этнической подгруппы кряшен, которая долгое время находилась в казачьем сословии и известна под названием нагайбаки сложилась при постоянно изменяющихся условиях исторического, социального, конфессионального развития России. Нагайбакское население проживает ныне в полутора десятках селений, расположенных в предгорных и степных районах Южного Урала (Челябинская область). Оно до сего времени хранит память о своем историческом прошлом. Изложим вкратце суть этих исторических преданий, ибо это знакомство может дать ключ к пониманию многих сторон своеобразия традиционного искусства этой этнографической группы.

Читать всю статью >>>


Вопросы изучения инструментальных традиций кряшен

Макаров Г.М.

Этническая инструментальная культура кряшен является составной частью традиционного музыкального наследия всего сообщества народов Волго-Камского этнокультурного региона. Интерес к инструментарию этой этнической группы не слу-чаен, ибо кряшены имеют зна-чительный потенциал традиционной диалектной культуры, содержащий уни-кальные элементы искусства древнего волго-камского типа. Поэтому иссле-дования по материальной и духовной культуре кряшен являются важным направлением в этнологии Волго-Уральского региона.

Читать всю статью >>>


Литература о кряшенах

Читать всю статью >>>


 

НАВЕРХ


© Сетевой этнокультурный проект kryashen.ru, 2002.
Создание и поддержка - НКЦ кряшен г.Казани и Республики Татарстан.
Идея - Александра Журавского. Дизайн - Ольги Святкиной.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на kryashen.ru обязательна.
Вопросы, предложения:
Замечания, отзывы: