Тихвинский приход в КазаниСетевой этнокультурный проект кряшенского народаПричастие
на главную о проекте ccылки rus kryash tat eng

Новости
Аналитика
Актуальные темы
СМИ о кряшенах
Современное положение кряшен
Духовная история и культура
Музыкальная культура и фольклор
Этнография
Перепись 2002
Правовой ликбез
Электронные конференции
Библиотека
Галереи
Газета 'Туганайлар'
'Кряшен Сюзе'
Книжная лавка
Издательство 'КряшИздат'
Ссылки

Керешен Сузе

КЕРЕШЕН СУЗЕ

Кто спасет исчезающие ценности,
или перспективы развития культуры кряшен в современных условиях

Геннадий МАКАРОВ, этнограф, старший научный сотрудник института языка, литературы и истории имени Г.Ибрагимова Академии наук республики Татарстан

Геннадий МакаровВ общей истории конфессионального самоопределения тюркских этнических сообществ известно, что они, в силу различных исторических причин, лишь в небольшой части сохранили свои древние, дорелигиозные верования. Большинство тюркских народов в определенные исторические эпохи выбрали и восприняли различные варианты таких мировых конфессий, как буддизм, иудаизм, христианство или ислам. Это положение не обошло стороной и тюркские провинции Волго-Камского региона. Здесь доминирующим было влияние исламской цивилизации. При этом имелись и отдельные общины христиан. Некоторые этнические группы тюрков Волго-Камья до начала XX века сохраняли относительно цельные традиции дорелигиозной системы верования, с верой в культ киреметей.

В средневековый период истории Булгара, Золотой Орды, Казанского ханства население региона несло в себе ощутимое влияние христианства, христианской культуры. После присоединения Волго-Камского региона к России сложились исторические условия, при которых часть булгарского населения, говорившая на диалектах чувашского языка, а также часть населения, говорившая на булгаро-кипчакском диалекте, образовали два этнокультурных сообщества православных христиан-тюрков. Основные признаки этнической культуры этих двух христианских сообществ получили свое оформление в глубинах истории Волго-Камского региона. История формирования этнической, а также конфессиональной культуры этих сообществ интересна и привлекает к себе внимание специалистов различных направлений в науке. Историческая судьба этнического сообщества чувашей-христиан привела их к созданию народности, которая на сегодня имеет правовой статус государствообразующего народа. Несколько иной оказалась судьба другой христианской общины, говорящей на булгаро-кипчакском языке. Данный материал посвящен культуре и жизненным интересам этой общины, самоназвание которой - кряшены.

Читать всю статью >>>


По велению времени

Алексей ШАБАЛИН, председатель республиканского центра кряшен Татарстана, президент Межрегионального Союза объединений кряшен

Алексей Шабалин Многолетняя работа по сохранению и восстановлению культуры кряшен вызвала необходимость объединения первичных организаций в городах и районах, что привело к созданию республиканского центра кряшен Татарстана, затем объединения Центров кряшен Татарстана, Башкортстана и Удмуртии в Межрегиональный Союз. Подводя итоги не только трехлетней деятельности центра, но и размышляя о десяти пройденных годах нашего движения, хочется сказать несколько слов о наших достижениях.

Я считаю, что главное наше достижение в том, что нам удалось развернуть работу за пределами нашей республики. Создание Межрегионального Союза национально-культурных объединений кряшен трех республик ярко продемонстрировало, что с добрососедскими отношениями у нас все в порядке. Союз создан для того, чтобы консолидировать кряшен трех республик, объединить наши силы, определить общие цели и вместе решать поставленные задачи. И результат налицо.

Читать всю статью >>>


Страна Нагайбак

Людмила БЕЛОУСОВА

Казаки
Последний атаман п.Фер-шампенуаз Ф.А.Танаев (справа) со знатным одностаничником А.Ф.Никитиным

В 1734-35 годах Оренбургскую губернию всколыхнули башкирско-татарские восстания против российского императорского престола. Кряшены, населяющие часть территории Уфимского уезда, к восстанию не присоединились. То ли способствовал этому их миролюбивый нрав, то ли свое дело сделала православная вера здешних кряшен, живущих в окружении киргиз-кайсаков и башкир - сказать трудно. Но со стороны царского правительства этот случай не замеченным не остался. Императрицей Анной Иоанновной за верность правительству кряшены были освобождены от ясака, получили в собственность земли и обращены в казачье сословие.

Читать всю статью >>>


Постановление
конференции Республиканского национально-культурного центра кряшен Башкортостана, проходившей 31 марта 2001 г. в селе Бакалы

Обязать Совет РНКЦ кряшен разработать план практических мероприятий на предстоящий период, а именно:

- при районном краеведческом музее создать этнографическую экспозицию кряшен, а в селах и деревнях - исторические уголки;

- просить руно, управление культуры рассмотреть вопрос включения в учебную программу изучение культуры народа кряшен, содействовать в создании детских фольклорных коллективов в школьных и дошкольных учреждениях;

Читать всю статью >>>

Большое поле деятельности

В многонациональной семье народов Башкортостана уже три года активно стараются заявить о себе кряшены - сравнительно небольшая группа населения с наиболее заметным количеством в Бакалинском районе.

Понятно, что кряшены, как и все другие народы, имеют свою история, культуру, обряды, традиции, обычаи, героев, язык и все, чем богат любой народ. Что будет с этим народом в третьем тысячелетии - зависит от каждого. Наша республика, наш район многонациональны. Хотя в официальной статистике кряшены отдельной строкой не выделяются, тем не менее в 23 населенных пунктах компактно проживают 9600 человек, что составляет около 28 процентов населения Бакалинского района. Центр кряшен создан именно в Бакалах. Главной задачей центра является содействие в развитии духовной культуры, расширение и углубление знаний об истории, сохранение и возрождение кряшенской культуры в целом, укрепление дружбы народов.

Читать всю статью >>>

Церковный канон звучит по татарски,
а точнее - по кряшенски

Позвонив в церковь Тихвинской Божией Матери, я имела неосторожность сказать, что хочу написать материал о крещеных татарах.

- Мы не крещеные татары, мы - кряшены, - строго поправили меня.

Так я узнала, что кряшены - это не татары. Это особый народ, исконно живущий в Поволжье с древних времен.

Кряшены и роман Дюма

В церковь, спрятавшуюся в Тукаевском переулке, на задворках здания горгаза, я пришла в вербное воскресенье вечером. Народу было мало - основная часть прихожан, как мне объяснили, побывали на утренней праздничной службе.

Читать всю статью >>>


Кстати...

Бакалы - самое большое село по численности проживающих в нем кряшен.

***

Имена полного кавалера орденов Славы Я.Костина и Героя Социалистического Труда Е.Кирилловой увековечены в одноименных названиях улиц райцентра.

Читать всю статью >>>

 

 

 

НАВЕРХ


© Сетевой этнокультурный проект www.kryashen.ru, 2002.
Создание и поддержка - НКЦ кряшен г.Казани и Республики Татарстан.
Идея - Александра Журавского. Дизайн - Ольги Святкиной.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на www.kryashen.ru обязательна.
Вопросы, предложения, замечания и отзывы: kryashen@yandex.ru