Тихвинский приход в КазаниСетевой этнокультурный проект кряшенского народаПричастие
на главную о проекте ccылки форум rus kryash tat eng

Новости
Аналитика
Актуальные темы
СМИ о кряшенах
Современное положение кряшен
Духовная история и культура
Музыкальная культура и фольклор
Этнография
Перепись 2002
Правовой ликбез
Электронные конференции
Библиотека
Видеотека
Фонотека
Галереи
Радиопередачи
"Кряшен Сюзе"
Книжная лавка
Ссылки

Поиск по серверу

ДУХОВНАЯ ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА

Раздел "Духовная история и культура" является одним из ключевых разделов сервера. Большинство материалов, которые размещены и будут размещаться в этом разделе, собирались на протяжении десятилетий. Многие из переводов Священного Писания и богослужебных текстов, публикуемых на сервере, были осуществлены как в дореволюционные годы, так и в советское время. Последние распространялись преимущественно в рукописном виде и были изданы только в постсоветский период. В настоящем разделе посетитель сервера может ознакомиться с житийной литературой на кряшенском языке, с историческими исследованиями о религиозных просветителях кряшен, выдающихся деятелях кряшенской культуры.

Истоки духовного развития кряшен, несомненно, находятся в православии. В создании кряшенского алфавита, в учреждении кряшенской школы, в отправлении православного богослужения на кряшенском языке, в рукоположении кряшенского православного духовенства, в издании книг на кряшенском языке, в созыве кряшенских съездов и возрождении приходской жизни кряшен - везде мы видим ключевую роль Русской Православной Церкви.

В ХIХ веке в Казани на ниве духовного просвещения трудились из кряшен священники Василий Тимофеев и Тимофей Егоров. Отец Василий под руководством Н.И.Ильминского занимался переводом книг Священного Писания. Именно он, после отъезда из Казани иеромонаха Макария (Невского), отправлял на своем природном языке православное богослужение. После смерти отца Василия в 1895 году настоятелем Кряшенской церкви стал священник Тимофей Егоров, прослуживший в этом храме до его закрытия.

С 1 по 7 июля 1920 года в г.Казани проходил 1 Всеросссийский Съезд Кряшен. На вечернем заседании в 5-ый день работы Съезда была произнесена знаменитая речь профессора богословия Н.В.Никольского, в которой кратко, но обстоятельно было разъяснено происхождение кряшен. По мнению Никольского, народ кряшен произошел в большинстве своем от половцев, частью - от прежних тюркских племен (ПРОТОКОЛ Первого Всеросссийского рабоче- крестьянского и красноармейского Съезда Кряшен. Издание Центрального Кряшенского Издательства. Казань: Первая Государственная Типография. 1921 г. С.41).

Были попытки издания "Истории кряшен", с привлечением к работе профессора богословия Никольского (Ф.15, оп.1, дело ?1279. ПРОТОКОЛЫ заседаний коллегии подотдела и секций), но "История кряшен" так и не была опубликована. Зав. издательством Павлов докладывал, что отделом печати аннулированы заказы на печатание 3 пьесок, 2 политических брошюр и "Истории кряшен" профессора Никольского (Из ПРОТОКОЛА ?15 заседания коллегии кряшен от 15.02.1921 г.).

В 1917-1918 годы созывались Съезды представителей мелких народностей Поволжья. Съезды рассматривали широкую программу развития поволжских народов, в том числе - программу церковной реформы. На 1-ом общем собрании представителей мелких народностей Поволжья диакон О.К.Садков доложил резолюцию церковной комиссии. Вот некоторые пункты этой резолюции:

1. Признать желательным учреждение митрополичьего Казанского округа. На митрополичьей кафедре в Казани желательно иметь Уфимского епископа Андрея, как знатока нравов и быта инородцев не только Казанской Епархии, но и других. Митрополит является руководителем деятельности национальных инородческих епископов не как начальник, а как первый между равными.

2. Немедленно же послать в предсоборное совещание представителей от следующих инородческих племен - кряшен, чуваш, черемис, мордвы, вотяков, пермяков и зырян; выбор же кандидатов передать в секции вышеперечисленных народностей (ПРОТОКОЛ 1-го общего собрания представителей мелких народностей Поволжья. С.24-28).

После Октябрьского переворота 1917 г. властные структуры Татарской Республики стали популяризировать и реализовывать среди кряшен идею единой татарской нации, проводить линию к ассимиляции кряшен с татарской массой. Потребовалось несколько лет систематической и упорной работы, чтобы подойти к упразнению в Татарской Республике кряшенских организаций, учреждений и представительств. Были ликвидированы газеты, издательство, театр, педагогический техникум, кряшенские приходы и др. 4 декабря 1925 года по решению комиссии Обкома произошло "воссоединение" кряшен с татарами (М.Глухов. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. Казань. 1997. С.333-334; Газета "Красная Татария", 4 декабря 1925 г.).

Восстановление этнокультурной идентичности кряшен началось параллельно с духовным возрождением кряшенского народа. В Казани по благословению архиепископа Казанского Анастасия в день памяти святителя Иоасафа Белгородского - 23 декабря 1989 года - было восстановлено богослужение на кряшенском языке. С тех пор этот день стал новой точкой отсчета в истории религиозного возрождения православных кряшен.

Очень надеемся, что тексты и материалы, которые помещены в разделе духовной культуры и литературы, скоро станут достоянием широкого круга читателей и будут способствовать решению вопросов этнокультурной консолидации кряшен.

 

Ведущий раздела - протоиерей Павел Павлов, кандидат богословия, настоятель Тихвинского кряшенского прихода г.Казани.



К истории разложения национального общества кряшен

И. С. Михеев. (За установление фактического автора статьи и за подготовку этого материала к публикации приносим свою признательность А.В. Фокину.)

Вместо предисловия

Год тому назад в Казани раздался клич: "Мелкие народности Поволжья, соединяйтесь". Как звон набатного колокола разнесся этот клич по всему Поволжью и собрал лучшие интеллигентные силы инородцев в одно общество-в "Общество мелких народностей Поволжья". Я помню первые заседания этого общества: какой подъем, какое воодушевление царили на этих заседаниях. У всех было искреннее и твердое намерение поработать на пользу своего народа, у всех было радостное настроение. "Поздравляю Вас, писал мне один инородец на Пасхе,-с двойным праздником: Воскресением Христа и воскресением наших народностей". Да, это действительно было наше воскресение. Многие инородцы, работавшие до сих пор у других народов, вернулись для работы к своим собратьям; многие, доселе скрывавшие свое инородческое происхождение, превратились в деятельных работников среди инородцев.


О прогрессивной роли инородческих школ

Я буду говорить о роли школ среди нерусского населения Русского Востока не вообще, а на примере кряшен Казанской губернии. По статистическим данным за 1854 год православная часть Казанской губернии на 40% состояло из нерусского населения. Из числа не русских по количеству на 2 месте после чуваш были кряшены. К концу ХIХ столетия кряшен было 148830 человек. Автор большого количества научных трудов Ильминский Николай Иванович (1822-1891) пишет: "В эпоху Казанского царства, в котором, без сомнения, господствующей верой была магометанская, между татарами было такое же двоеверие с перевесом шаманства. Если этого нельзя доказать историческими документами, за скудостью последних, то оно несомненно подтверждается тем, что старокрещеные татары, каковых много в Мамадышском уезде Казанской губернии, доселе хранят домагометанскую старину и ни малейшего признака магометанства. И этой именно устойчивости коренной старины мы обязаны тем, что большинство старокрещенных татар не враждебно Церкви, а напротив покорно исполняет необходимые церковные требы". Вот что пишет известный специалист по истории и этнографии татар Воробьев Николай Иосифович (1894-1967): "Однако ислам и вообще восточное влияние в течение долгого времени отражались на бытовом укладе преимущественно зажиточного и городского населения. Об этом пишут и древние авторы, отмечающие, что сельское население в массе живет по старине; другое веское доказательство - почти полное отсутствие исламистких форм у крещеных татар, принявших православие в конце ХVI и в начале ХVII в., а также сохранение в течение долгого времени около татарских поселков древних языческих молитвенных рощ".


Тимофеев Василий Тимофеевич

Тимофеев (Василий Тимофеевич, 1836 - 1896) - священник, много потрудившийся над христианским просвещением своих соплеменников-татар, первый и лучший сотрудник Н.И. Ильминского . Был практикантом татарского языка при миссионерском отделении Казанской духовной академии. При участии Тимофеева Ильминский перевел на татарский язык "Букварь" (Казань, 1862, 3-е изд., 1867), книгу Бытия (1863), книгу Премудрости сына Сирахова (1864), Евангелие от Матфея (1866), литургию Иоанна Златоуста и многие священные песни и стихири. В 1864 г. открыта была в Казани крещено-татарская школа, учителем которой был назначен Тимофеев.


Кряшен

Под именем кряшен известно тюркское племя, принявшее крещение при Иоанне Грозном в половине 16 века и назвавшее себя так в отличие от татар, именующих себя "мосольман" (мусульмане). Кряшены живут в губерниях: Вятской (Глазов., Елаб., Малм., Сарап. уезды), Казанской (Казан., Козмод., Лаишев., Мамад., Свияж., Спасск., Тетюш., Царевококш., Цивил., Чистоп. у.), Нижегородской (Васильев., Сергач. у.), Оренбургской- (Верхнеуральск., Оренб., Троиц, и Челябин. у.), Пензенской (Городищен., Инсар, Керен., Краснослобод., Саран. и Чембар. у.), Пермской (Верхотур., Екатерин., Красноуф., Кунгур., Осин., Охан., Перм., Соликам. у.), Самарской (Бугульм., Бугурусл., Бузулук., Николаев., Новоуз., Самар., Ставроп. у.), Саратовской (Аткар., Вольск., Кузнец., Петров., Сарат., Хвалын. у.), Сибирской (Алатыр., Корсун., Курмыш., Сенгилеев., Симб. у.), Тамбовской (Козлов., Моршан., Тамб., Темников. у.), Тобольской (Тарский., Тобол., Тюмен. у.), Томской (Бийский., Кузнец,,. Мариин. у.), Уфимской (Белебеев., Бирск., Мензел., Стерлитам. у.), Енисейской (Ачин., Краснояр., Минусин. у.), в Акмолин. области (Акмол., Кокчетав., Омск., Петропавл. у.), частью в Семипалатин. Семиреч. и Тургайской области.


Мы живем в многоэтнической семье

(О кряшенях другие народы)

Я очень рад тому, что наш институт еще три года тому назад вместе с ваши-ми активистами начал работу над решением юридических вопросов станов-ления кряшен и их этнической мобилизации. В конечном итоге это все родилось, а дальше необходимо доказать, что этот народ юридически сущес-твует. К сожалению, без научных поисков и показа результатов исследова-ний, ни одна юридическая инстанция не может признавать существование какого-либо народа. В прошлом году мы провели исследование кряшен Граховского района, и действительно был сделан вывод, что кряшены существуют, что у них есть этническое самосознание, и они достойны того, чтобы отдельной графой утвердить их при проведении юридического акта. Человек, родившийся на свет от того или другого народа, проявляет себя прежде всего как социальное существо в своем языке, своих обычаях, тра-дициях. И если человек лишается возможностей приобрести свою собс-твенную культуру, теряет свой язык, он ассимилируется и переходит в другую нацию. Но если мы хотим построить правовое государство, и если мы действительно говорим, что Россия - это семья многих народов (а это так и есть), то мы юридически должны учитывать желание каждого.


Кряшен

Доцент И. Г. Максимов.

В Советском Союзе, в одной братской семье живут более ста различных равноправных народов, народностей и этнических групп, каждой из которых обеспечено право носить свое самоназвание и свободно развиваться согласно своим особенностям, независимо от того, исчисляются ли их представители миллионами или только несколькими тысячами. В этом году все они будут торжественно отмечать 50-летний юбилей образования Союза Советских Социалистических Республик.

 

НАВЕРХ


© Сетевой этнокультурный проект kryashen.ru, 2002.
Создание и поддержка - НКЦ кряшен г.Казани и Республики Татарстан.
Идея - Александра Журавского. Дизайн - Ольги Святкиной.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на kryashen.ru обязательна.
Вопросы, предложения:
Замечания, отзывы: