Тихвинский приход в КазаниСетевой этнокультурный проект кряшенского народаПричастие
на главную о проекте ccылки форум rus kryash tat eng

Новости
Аналитика
Актуальные темы
СМИ о кряшенах
Современное положение кряшен
Духовная история и культура
Музыкальная культура и фольклор
Этнография
Перепись 2002
Правовой ликбез
Электронные конференции
Библиотека
Видеотека
Фонотека
Галереи
Радиопередачи
"Кряшен Сюзе"
Книжная лавка
Ссылки

Поиск по серверу

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА И ФОЛЬКЛОР

Исторические документы о кряшенах, сохранившиеся в архивах Москвы и Петербурга и прозвучавшие на наших конференциях, позволяют нам убедиться в том, что наш народ в последние пару веков не менял своих обрядов и уставов. Наверное, это относится и к жанру кряшенского фольклора - в стилевом значении. Но в количественном и в качественном потери были огромны. Особенно это касается временного отрезка с 30 по 90-е годы прошедшего века. Одним росчерком пера Сталинского правительства, в одночасье соединенные с другой нацией, кряшены оказались под двойным давлением. По данным переписи 1926 года количество кряшен составляло более 100 тысяч человек (для сравнения, гагаузы - тоже 100 тысяч), фактически оказалось в абсолютном бесправии - и по сей день.

Местные чиновники с молчаливого согласия сильных мира сего, и сегодня слишком буквально понимающие и рьяно исполняющие все писаные и не писаные директивы для кряшенского населения, бесчинствовали особо. Так было до войны - по рассказам дедов, во время и после войны - по рассказам родителей. Так было и при мне - в 60-е и так далее. Все "кряшенское" подпадало под запрет - психология, этнография, язык, фольклор - все и вся.

Радио, потом и ТВ, работало по секретным директивам; к сожалению по отношению к кряшенам даже сейчас ничего не изменилось.

Еще недавно некоторые попытки возродить свои обычаи приводили к физическим расправам. Например: в нашем селе решили за счет народа (не колхозных средств) провести (65 год) кряшенский майдан "Симит", именующий вековые традиции. Приехал председатель колхоза, все собранное втоптал в грязь, зачинщиков отстегал кнутом, а через несколько дней в соседних селах прошел татарский "Сабантуй". Таких случаев за эти годы в истории кряшен - не перессказать. Но кряшены не сдались и не испугались.

Народ просто затаился.

Молились в своих домах, собирались по домам, на праздничных застольях поочередно перепевали все и вся. За три дня свадьбы исполняли без повтора - обрядовые, игровые, застольные и т.д.

В конце 80-х с изменениями в обществе, сначала робко, потом все оживленнее становились и кряшены. Казалось идет демократизация общества: Кряшены возвращались к своим обычаям. За 10 лет (1990-2000), благодаря умениям кряшенских обществ и пожертвованиям кряшен, было проведено множество фестивалей и народных праздников кряшен в городах и селах.

Фольклорное искусство кряшен вызвало большой интерес в обществе, полюбилось в самых широких слоях населения.

Появилась надежда! Окрыленный народ кряшен единогласно поддержал референдум за создание республики Татарстан.

Сегодня почти в каждом населенном пункт, где проживают кряшены, можно создать неповторимый фольклорный коллектив. На фестивале кряшен 2001 года участвовало более 50 коллективов только из Татарстана.

О традиционной песенной культуре кряшен можно и нужно писать очень много. Жанр этот мало изучен. Абсолютно отличный от традиций других народов, фольклор кряшен требует больших научно- изыскательных проектов на серьезном уровне. Здесь я хочу изложить свои мысли, как профессиональный вокалист и музыкант и потомственная кряшенка.

Итак: cтруктура строения мелодической линии таковы, что в ней заложена возможность своеобразного полифонического развития. Традиционно произведения начинаются с одноголосия, иногда через несколько тактов, иногда через период (8 тактов) другой голос присоединяется к первому и ведет свою линию интерпретации - то уходя, то возвращаясь, создает свой мотив внутри произведения, далее голоса - иногда по порядку, иногда все разом - подхватывают и несут хором в эмоциональные высоты патриотизма и единства духа.

Таким образом, это полифоническая песня может развиваться до многочисленного количества голосовых разветвлений, одновременно сохраняя общую целостность мелодического и ритмического рисунка. Полнозвучность и особая мощь и красота достигается при слиянии мужских и женских голосов. Традиционный фольклор кряшен включает в себя разнообразие тематики и форм. Тут и обрядовые, игровые, застольные и т.д.

Особого внимания достойны стихотворные тексты кряшенских песен. Веками отшлифованные формы стихов на кряшенском языке полны особой одухотворенности. Иногда они конкретно-сюжетны, иногда поэтичны, а в целом высокоэтичны, глубокочеловечны и естественны.

Таким образом, органичное сочетание оригинальной полифонии с высоким стихом веками создавалось, шлифовалось и впитывалось каждым поколением наших предков.

Очень может быть: народ, просто называющий себя кряшенами, является носителем культуры древнейшей цивилизации Прикамья.

Я помню с детства праздник: "Майдан" называлось место, а имя праздника - "Симит". Он обычно начинался к вечеру, с традиционным всеобщим хоровым ходом с начала деревни до майдана. Односельчане и гости, взявшись под руки друг с другом, шли во всю ширь улицы в несколько рядов (мужчины, женщины, бабушки и дедушки, молодежь, а дети впереди всех) плавным ходом, распевая песню-гимн деревни "Урам кое" ( в каждом селе есть свои гимны - "Солдат озату" и т.д.), и я - подросток - тоже где-то рядом, слушая. В какой-то миг единая мощная гармония голосов заполнила все пространство в вечерней чистоте - казалось, звуки и небеса соединились воедино (тот миг, должно быть, решил мою дальнейшую судьбу). Такая традиция, существующая в каждом кряшенском селении, чувство единения и родства душ, очищения, чистоты - вот философия жизни кряшен.

Представим себе такое шествие в кряшенских народных костюмах, украшенных монетами из чистого серебра. Вот она - картина, достойная кисти художника. Повсеместно, сохраняя единый стиль одежды, народ кряшен создал великое множество интерпретаций и деталей, световых гамм и украшений; все они - готовые формы для сценического костюмирования. Знаменитый путешественник и ученый своего времени - Карл Гунн - оставил нам в подарок 5 рисунков кряшенской женской одежды, копии которых я прилагаю ( Из архива Петербургского Гос. музея).

Важно также сказать о существовании традиционной вокальной школы кряшен: это особый прием озвучивания тембра голоса, применение грудно-голосовых, носовых пазухов и дикционную чистоту, в результате позволяющую исполнять особо ровным звуком на широком дыхании и неустанно петь очень долгое время.

Очень интересное направление представляет собой народная хореография кряшен. Каждый танец имеет классифицированное название. Например танец "Чабата", "??ea", "Ышкып бию" - все они имеют свою особую мелодию, их можно станцевать - каждый - только под свою мелодию. Здесь важен и размер танца, и акцент сильной доли, и протяженность рисунка танца.

Таким образом, традиционная культура народа кряшен во всех ее проявлениях - как ценнейший вид культуры древней цивилизации, сохранивший генетические корни и память наших предков - сегодня очень актуален. Это вид искусства, воспитывающий в каждом из нас музыкально- поэтические, этические, эстетические и психологические, т.е. высокие нормы человечности. Эта уникальная культура ценна для всей истории человечества. Как любое направление подлинного искусства, сохранение и развитие данной культуры требует государственной защиты. Необходимы незамедлительные решения, такие как:

1. создание отделения- лаборатории в творческом вузе по изучению всех жанров кряшенского искусства;

2. создание государственного фольклорного коллектива;

3. создание теле- и радиопередач;

4. создание школ, гимназий и т.д.

Но важнее всего - соблюдение прав народа кряшен.

Ведущий раздела - Галина Казанцева.


Традиционный музыкально-поэтический фольклор и искусство кряшен

Первая часть. Традиционные музыкальные инструменты

Вторая часть. Народные песни

Третья часть. Устно-поэтическое творчество

В раздел включены описательные, а также аналитические материалы. Это, прежде всего, работы автора. В них предполагается включение имеющихся публикаций, в том числе и современных исследователей, согласившихся на их размещение их работ по народному творчеству кряшен, где будут представлены музыкальные и поэтические тексты песен, баитов, преданий и иных жанров традиционного искусства. Интерес к искусству кряшен (этноконфессиональной группы, официально признающихся частью татарского народа) не случаен, ибо в любом регионе проживания кряшены несут в себе значительный потенциал традиционной этнической культуры, имеющий уникальные и древние элементы искусства.

Читать всю статью >>>

 

НАВЕРХ


© Сетевой этнокультурный проект kryashen.ru, 2002.
Создание и поддержка - НКЦ кряшен г.Казани и Республики Татарстан.
Идея - Александра Журавского. Дизайн - Ольги Святкиной.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на kryashen.ru обязательна.
Вопросы, предложения:
Замечания, отзывы: