Тихвинский приход в КазаниСетевой этнокультурный проект кряшенского народаПричастие
на главную о проекте ccылки rus kryash tat eng

Новости
Аналитика
Актуальные темы
СМИ о кряшенах
Современное положение кряшен
Духовная история и культура
Музыкальная культура и фольклор
Этнография
Перепись 2002
Правовой ликбез
Электронные конференции
Библиотека
Галереи
Газета 'Туганайлар'
'Кряшен Сюзе'
Книжная лавка
Издательство 'КряшИздат'
Ссылки


А вот спроси теперь у нее

В книге этнографа Светланы Вдовиной 'Соты памяти народной' собран богатый материал о быте, традициях и обычаях нагайбаков. Большое место в книге занимает фольклор: здесь представлены нагайбакские сказки, легенды, были и притчи, которые передавались из поколения в поколение. Предлагаем вашему вниманию одну из былей, повествующую о некой чудачке Натый эбей. Старушка прожила нелегкую жизнь, и только после её смерти люди поняли личную трагедию человека.

Натый эбей ушла в предновогодний сильнейший буран в никуда. Нашли зверями обглоданное тело рано весной пастухи. Привезли после опознания в дом дальних родственников, где она проживала вот уж несколько лет и была в роли нахлебницы и надоедливой докуки. Как и водится у нагайбаков, со всего села несли 'табак'. В тот день люди несли не ради Натый эбей, а ради памяти своих близких. Чтобы, придя встречать новопреставленную душу, ранее умершие родственники не обиделись и 'не взяли сами'. Разговаривали тихо. Всех подкупила страшная кончина старицы. Ушедшие в Жизнь Вечную имеют право на чествование. Она, жаждавшая при жизни участия, понимания, получила это после смерти. Немыслимое долготерпение вознаградилось. А может быть, односельчанам захотелось искупления: за предательскую слабость, за недавнее равнодушие, за презрение к ней? Её недостатки теперь стали теми неповторимыми чертами, благодаря которым она разнилась от них.

Отталкивающего вида старица, отягчённая избытком свободного времени, впала в чудачество - нищебродничала. Воровать не воровала. Даже в военные и послевоенные годы никто в селе хуже её не одевался и не просил милостыни. На 'сейэк саклау' одна из молодых женщин поинтересовалась:

- Когда Натый 'полегчала головой'?

- После первой казни казаков на кладбище она не разговаривала два месяца, видать, что-то в ней надломилось. Вышла замуж в 16 лет за бездетного, очень богатого вдовца, старше себя на двадцать лет. Родила сына Михаила. Он ушёл с Дутовым в Китай, служил в его охране. Остался в Харбине. Многие вернулись домой, хотя и были со временем расстреляны в НКВД. В хрущёвские времена, говорят, приходила от него посылка.

- Бродяжничала, стала царицей нищеты, принцессой униженности, 'королевой' дорог... Её безжалостно гоняли от любого двора.

- Да и как было не гнать? Сами голодали. В 26-м году были летние заморозки, осенью зерно было с ноготок белочки. Да и это зерно забрали. Дома детишек кормить нечем, а тут она придёт, сядет и молчит.

- В колхозе она так и не работала. 'А для кого?' - говорила она, когда её звали, и начинала ругаться: 'Что толку оттого, что вы рвёте себе жилы? Проработав целый день, вы ложитесь спать голодными, и от голода у вас пухнут и дохнут дети'.

- Временами казалось, что она черпала силы жить от одного созерцания наших бед и несчастий.

- Люди и ей стали отмерять той же мерой, какой и она отмеряла. Вообще казалась она ненормальной.

Когда её звали на работу, желчно огрызалась: 'Глаза ослепли, уши оглохли, работать нет сил'.

- Стала мишенью для острот. Наслаждалась самобичеванием, сидя на скамейке возле своего конфискованного колхозом родового дома, где была школа. Со временем у неё стало бесстрастное выражение лица. Весь её облик был мрачен и непригляден.

- А как же её не загребли? - недоумевала сноха Анны.

- У неё 'не хватало', 'не все были дома'.

- Бывало, тупо уставится в глаза собеседнику и не моргнет ни разу. Да и кто её за человека-то считал?

День похорон был ясный, без ветра. На кладбище были только несколько человек.

- Смотрите, смотрите, на небе радуга! - тихо произнес Прокопий.

- Я слышал от бабушки, что после смерти чистых душ на небе появляется радуга. Ангелы подают дорогу душе умершего на небеса.

- Радуга появляется только для безгрешных.

- Вы не смотрите на то, что на земле Натый была нами презренна. Суд небесный отличается от суда людского, - задумчиво пояснила Авдотья.

После похорон босячки кто-то нашёл узелок с её барахлишком. Отдали всё предавшим тело земле родственникам, даже не развязывая. Те стали разбирать её скарб ради любопытства и поразились... Во всех тряпках, во всех узелочках были деньги... Юбка, в которой чаще всего видели Натый, состояла из одних заплаток. Бросили эту юбчонку-ветошь в сенцах под ноги, чтобы обтирать грязную обувь после улицы. Из-под заплаток стали выпадать деньги. Ребятишки не поленились, распороли все заплатки одну за другой, везде были деньги... Каких только денег тут не было: и дореволюционные, довоенные, послевоенные, и уже хрущёвские, без нулей.

Палый эбей задумчиво пробормотала:

- Старуха, видно, ждала своего Михаила из Китая. Собрала не малые деньги, да не впрок они ей дались,- подумав немного и как бы поправляя сама себя, продолжила:

- Насколько я знаю, они ей ни к чему были. Боже ж ты мой! До чего ты бездонна, душа человеческая.

- Интересно, откуда у неё деньги?

- А вот спроси теперь у неё:

04.10.2011
 

НАВЕРХ


© Сетевой этнокультурный проект kryashen.ru, 2002.
Создание и поддержка - НКЦ кряшен г.Казани и Республики Татарстан.
Идея - Александра Журавского. Дизайн - Ольги Святкиной.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на kryashen.ru обязательна.
Вопросы, предложения, замечания и отзывы: