Тихвинский приход в КазаниСетевой этнокультурный проект кряшенского народаПричастие
на главную о проекте ccылки rus kryash tat eng

Новости
Аналитика
Актуальные темы
СМИ о кряшенах
Современное положение кряшен
Духовная история и культура
Музыкальная культура и фольклор
Этнография
Перепись 2002
Правовой ликбез
Электронные конференции
Библиотека
Галереи
Газета 'Туганайлар'
'Кряшен Сюзе'
Книжная лавка
Издательство 'КряшИздат'
Ссылки


Битва Давида и Голиафа,
или как кряшены отстаивают свое право на существование

Александр Житников, Алексей Руфимский
(Радонеж, N1(119), 2002, С.6-7)


27 декабря 2001 года Государственная Дума приняла во втором и третьем чтении Закон 'О Всероссийской переписи населения' в 2002 году. Депутаты утвердили Закон. Перечень же национальностей, который будет учитываться при составлении опросных листов, будет утверждаться Правительством РФ. Думой были отклонены поправки татарстанских депутатов, направленные на блокирование Закона, внесение в него поправок, не допускающих 'разделения единого татарского этноса'. Таким образом, сохраняется возможность кряшенам участвовать в Переписи 2002 года как самостоятельному народу.

В действительности, ни у кого нет стремления разделить единый татарский этнос, хотя бы потому, что - как писал авторитетный татарский историк А.Халиков, - татары стали единым этносом только в начале XX века. До этого мишари, казанские татары, крымские татары, астраханские татары чувствовали себя разными самобытными народами. При этом православные кряшены жили настолько автономной от татар-мусульман жизнью, что совершенно не были увлечены этими объединительными тенденциями. Напротив, начало XX века ознаменовалось ростом национального самосознания кряшен, активизацией их этнической консолидации.

Кряшены - православный тюркский народ, который часто ошибочно именуют 'крещеными татарами', что, конечно, неверно, поскольку 'крещеные татары' - это миссионерский термин XVI века, а не определение, данное этнологами. Вспомним, для русского человека все западные народы были 'немцами' (т.е. немыми), а восточные - 'татарами'. Характерно, что аналогичная ситуация была и по отношению к казахам, которые до 1917 года ошибочно именовались 'степными киргизами', и только после 1917 года за казахами закрепилось их самоназвание - 'казахи'. Самоназвание кряшен - 'керэшен'. Именование их 'крещеными татарами' кряшены отвергают: 'Мы - не татары, мы - кряшены'. По приблизительным оценкам Института этнологии и антропологии и Госкомстата, кряшен насчитывается около 300 тысяч человек, т.о. кряшены находятся на 23 месте среди более чем 190 народов РФ. В настоящее время - это последний из оставшихся в России довольно крупных этносов, не получивший государственной и общественной реабилитации.

Между тем кряшены были не только самостоятельным народом, но и народом, имевшим свои духовные, культурные и образовательные центры. Среди просветителей кряшен - 'апостол Казанских инородцев' Николай Иванович Ильминский, кряшенские священники Василий Тимофеев, Тимофей Егоров, Назарий Герасимов и др. Вообще роль православия в истории кряшен невозможно переоценить. Благодаря деятельности Ильминского, о.Василия Тимофеева и православного братства свт.Гурия Казанского кряшены к 1917 году имели 110 школ, 50 храмов, свою центральную школу. После 1917 года начался короткий этап политического самоопределения кряшен: стали проводиться кряшенские съезды, действовать кряшенские газеты, возникла даже идея создать Кряшенскую автономную республику в составе РСФСР. В первые годы советской власти Высшей комиссией по делам кряшен при Татарском обкоме РКП (б) издавалась кряшенская газета 'Кызыл алям' ('Красный вымпел'). Существовали и другие печатные издания, например, газета 'Кинеш'.

При переписях 1920 и 1926 года кряшены учитывались как отдельный народ (по переписи 1926 года кряшен насчитывалось 101 тысяча человек). И только начиная с 1926 года, когда стали реализовываться сталинская национальная политика по укрупнению этносов, кряшены были приписаны к татарам, паспорта кряшен были обменены на новые с указанием национальности - 'татарин' (в Ленинграде кряшен записывали русскими).

По мнению большинства татарских историков, кряшены - это субъконфессиональная или этноконфессиональная группа татар, но не самостоятельный этнос. Ангажированность этих исследователей приводит к тенденциозным результатам, поскольку для этнологов очевидна и этническая самобытность кряшен, и наличие у них самоидентификации как отдельного этноса (это показала и экспедиция МГУ летом 2001 года под руководством доцента О.Е.Казьминой; экспедиция исследовала в местах компактного проживания кряшен особенности кряшенского самосознания).

Еще советские этнологи академик С.Е.Малов, С.Брук, П.И.Пучков в разные годы писали о самобытности кряшен. В энциклопедии 'Народы России' (1994) в статье 'Этнический состав населения России' известный этнолог Соломон Брук пишет, что т.н. сибирские татары, нагайбаки, кряшены и некоторые другие 'имеют не меньшее основание считаться самостоятельными этносами, чем частью татар... Вызывает сомнение и объединение близких по языку и культуре этносов в более крупные народы, проведенное в 1920-30-х годы давлением сверху, зачастую вопреки воле этих этнических групп'.

Происхождение кряшен вызывает оживленные споры до сих пор. Большинство татарских исследователей отстаивают точку зрения, согласно которой кряшены - это часть крещенного Иваном Грозным в 16 веке татарского населения Казанского ханства. Однако это отрицают сами кряшены и часть известных этнологов. В действительности же, язык кряшен настолько чист от арабизмов и фарсизмов, а быт имеет такие элементы языческой культуры, что у непредвзятого исследователя вывод очевиден - кряшены до крещения не пребывали в исламе, поскольку их культура и язык не носят следов исламского влияния. Кряшены формировались как этнос еще в булгарский период. С насильственным лишением кряшен в 1926 году статуса самостоятельного этноса, повлекшим упразднение школ, других учебных и культурных кряшенских учреждений, начался процесс ассимиляции кряшен татарским большинством. В последнее десятилетие этот процесс усугубился стремлением исламизировать православных кряшен.

В советские годы кряшены, особенно в артистической и писательской среде, были понуждаемы брать татарские псевдонимы. Так, артист Николай Иванович Дунаев вынужден был взять псевдоним 'Наиль', писатель Григорий Родионов стал Гараем Рахимом и т.д. Кряшены-казаки, проживающие в Челябинской области, и именующие себя нагайбаками, уже получили в начале 90-х годов статус коренного малочисленного народа РФ, закрепленный постановлением Правительства РФ 24 марта 2000 года (за подписью Председателя правительства В.В.Путина). Кряшены же до сих пор приписаны к татарам, а вопрос об этническом статусе кряшен и поныне вызывает в Татарстане жаркие споры.

С конца 1980-х гг. в Татарстане, на волне политики 'суверенизации' и 'исламизации' духовной жизни, на страницах радикальной исламской газеты 'Иман', а также газеты 'Суверенитет' стали раздаваться призывы к кряшенам 'вернуться в лоно ислама'. Аналогичные бестактные и провокационные публикации стали появляться с 1993 года в молодежном журнале 'Идель' ('Волга') и 'Мирас' (с 1995 года).

В республиканской прессе, особенно в татароязычной, отношение к кряшенам весьма жесткое. Это продолжается на протяжении всего периода суверенитета. В основном, материалы оскорбительного и провокационного характера публикуют татарские интеллектуалы из числа участников татарского национального движения. Кряшен называют 'платными агентами Москвы', продолжающими 'политику Ильминского: для ликвидации татарской нации' (Каримуллин, 'Ватаным Татарстан', 15.10.1996), призывают вернуться в лоно ислама (Фаннис Балтач, Идель. 1994. ?6. С.61-66, Р.Бадретдин - 'Шэхри Казан', 25.07.1999; духовные лидеры поволжских мусульман и мн.др.), где кряшены, по их собственному мнению, никогда и не были. Кряшен называют 'ушедшими от мусульман, но не пришедшими к христианам' (Файзухак Ислаев), именуют 'предателями', 'отрекшимися от татарства', угрожают, что через 10 лет кряшены исчезнут (Туфан Миннуллин, 'Заман' (на тат.языке), 30.08.2001).

Вот весьма характерная (и не самая унизительная) цитата из большой статьи 'Гордиться или стыдиться должны кряшены?' (автор - Ф.Балтач):

'Попытки А.Фокина, Г.Ибушева, Н.Максимова, И.Глухова и других деятелей из кряшен доказать древность их истории на татарской земле, подчеркивая добровольный характер перехода булгар-татар в христианство, в конечном счете означают ни что иное, как стремление оправдать русификаторскую политику завоевателей, закрыть глаза на крайне жестокий, насильственный характер христианизации татар: Кряшены Татарстана, насколько мне известно, ни в прошлом, ни в настоящем активно не участвовали и не участвуют в татарском национально-патриотическом движении. Они не участвовали и в восстании татарина-мусульманина Батырши, и в восстании Пугачева. Их трудно увидеть сегодня на митингах в Казани, посвященных суверенитету республики, в мероприятиях, посвященных Дню памяти, т.е. дню ликвидации Казанского ханства: Если бы я был кряшеном, то испытывал бы некоторое чувство неловкости за своих предков, ведь они, хотя и под жестким давлением, но согласились в свое время на условия завоевателей, вынуждены были пойти на свое духовное порабощение: В сложнейшей, трагической судьбе татар нельзя было ожидать, чтобы все оказались героями и патриотами: В эти страшные трагические дни были свои предатели и слабовольные, смирившиеся с превращением мечетей в церкви, сменившие полумесяц на крест: Я далек также от позиции Тафкиля Камала, который также категорически возражает против возращения кряшен в ислам:Я считаю, что возвращение кряшен к мусульманской вере и к татаро-мусульманским именам не означало бы их унижения, наоборот, это явилось бы актом исправления несправедливости, допущенной по отношению к их предкам. Наступило бы своего рода нравственно-духовное очищение крещеных татар: Разве не выиграла бы от этого татарская нация?' (Идель. 1994. ?6. С.61-65).

В этой же статье утверждается, что кряшены являются 'провокаторами', 'раскольниками татарской нации' и ими умело пользуются 'московские власти и великодержавно-шовинистические силы в своей открытой борьбе против суверенитета республики'.

Вместе с тем, отдельные представители татарской общественности признают факты дискриминации. Ф.Ислаев, говоря о политике христианизации татар в 18 веке, заметил: 'В результате такой политики некрещеное татарское общество тихо ненавидело кряшен, порой жестоко третировало их. Кряшены становились изгоями, доводились до самоубийства. И вот итог: сегодня они и сами не хотят считать себя татарами' (Восточный экспресс. 12.07.2001. С.3).

Один из лидеров татарского национального движения Фандас Сафиуллин в 1999 году сказал: 'Мы, татары, ругаем московских шовинистов. Сами боремся против шовинизма, но сами ведем такую же политику по отношению к кряшенам, являющимся частью нашего народа. Тогда у нас нет морального права обижаться на Москву. Если наши кряшены испытывают чувство обделенности, значит, в этом виноват весь татарский народ'.

Сами кряшены неоднократно обращались через прессу с требованием прекратить травлю своего народа. Некоторые их этих писем, обращений и статей удавалось публиковать, несмотря на жесткую цензуру, существующую в Татарстане. Один кряшен писал в 1998 году в 'Казанских ведомостях': 'Я обращаюсь к малочисленным разжигателям национальной вражды: не унижайте нас, мы не хотим быть 'второсортными'. Мы не крещеные татары - мы кряшены!'. Неоднократно выступал в защиту самобытности кряшен известный казанский оперный певец, этнический кряшен Георгий Ибушев.

Кряшены не собираются изменять православию. Напротив, отмечается рост религиозного самосознания в кряшенской среде. Действуют 5 кряшенских храмов, из них центральный - Тихвинский приход в Казани. Его настоятелем является протоиерей Павел Павлов, природный кряшен, окончивший МДА и защитивший в свое время кандидатскую диссертацию по богословию. О.Павел возглавляет группу по переводу Священного Писания Нового Завета на кряшенский язык, продолжая, таким образом, традицию Ильминского. Переводы осуществляются совместно с Российским библейским обществом. Тихвинский приход занимается и издательской деятельностью, уже издано много религиозной и педагогической кряшенской литературы.

В 2001 году активизировалось национально-культурное движение кряшен, возникшее еще в 1989 году. Были созданы местные ячейки республиканского Национально-культурного центра кряшен Татарстана, стали постоянно проводиться мероприятия. В сентябре 2001 года Общественная национально-культурная организация кряшен г.Казани выиграла на Ярмарке социокультурных проектов Саратов-2001 грант на поддержку проекта 'Интернет-сервер kryashen.ru'. Этот проект предусматривает создание мощного четырехъязычного (на английском, русском, кряшенском и татарском языках) интернет-проекта, посвященного культуре, этногенезу, литературе, истории и современности кряшенского народа. В дальнейшем планируется на базе сервера создать куст сайтов, тематически близких этнокультурной направленности проекта kryashen.ru. Это первый подобный проект в рунете.

13 октября 2001 года на Республиканской конференции национально-культурных центров кряшен Татарстана был одобрен проект Декларации о самоопределении кряшен, как этноса. Этот проект был разработан и принят соответствующими собраниями национально-культурных центров кряшен разных республик. Кряшены Башкортостана, Татарстана, Удмуртии заявили о том, что в феврале-марте 2002 года созывается первый после 1926 года Всероссийский съезд кряшен. Этот съезд должен принять не только Декларацию, но и программу развития и сохранения кряшенского этноса.

На Республиканской конференции отрылась безрадостная картина сущестования кряшен Татарстана. 80 делегатов из разных районов республики были единодушны в констатации тяжелого положения кряшен Татарстана. Так, в Елабужском районе Татарстана за 10 лет суверенитета исчезло 9 кряшенских сел (и ни одного татарского!), из 30 руководителей этнических кряшен осталось всего двое. Среди директоров школ в кряшенских селениях только единицы - кряшены. В учебниках по истории Татарстана, изданных на татарском языке, содержатся оскорбительные для кряшен высказывания. В частности, что кряшены - есть продукт христианизации татар Иваном Грозным, хотя в действительности предки современных кряшен до XVI века пребывали в полухристианском-полуязыческом состоянии. В результате такой 'педагогики' у детей кряшен возникает комплекс этнической неполноценности, депрессии и проблемы, связанные с самоидентификацией. На это накладывается массовая безработица, царящая в кряшенских селах, и, как результат - повышенный процент суицида среди сельской кряшенской молодежи. Но это не становится предметом озабоченности местной и республиканской администрации. В другом районе Татарстана - Нижнекамском, в кряшенских селениях вообще нет ни одного руководителя-кряшена. Один из выступавших на конференции рассказал, как у кряшен села Большие Аты забрали сельхозтехнику, лошадей, коров, оставив только свиней, и передали все в соседнюю татарскую деревню. В результате в кряшенском селе - безработица и отток молодежи в город. Кстати, сам Нижнекамск построен на месте двух уничтоженных кряшенских деревень. Однако местная администрация проигнорировала просьбу более чем 400 кряшен о строительстве для них храма.

В Заинском районе имеется 20 кряшенских сел, и ни в одном из них нет храма. Верующие вынуждены собираться по частным домам. Зато в большинстве соседних татарских деревнях и селах построены новые мечети. Соотношение мечетей и кряшенских храмов весьма показательно. Одна мечеть приходится на 1500 татар-мусульман, в то время как на 1 кряшенский храм приходится около 50000 православных кряшен. Показательна и ситуация, имевшая место в с.Налим. Кряшены собрали деньги на восстановление Покровской церкви, но сельсовет использовал эти деньги на восстановление мечети в Татарском Налиме. В другом селе Ахметьево половина жителей - татары, половина - кряшены. Мечеть построена, храм - нет. Татарское кладбище за государственные деньги приведено в порядок, кряшенское - нет. Такое ощущение, что в отношении кряшенских сел проводится целенаправленная политика по их ликвидации. Часто до кряшенских сел дороги и новые коммуникации не доводятся, создаются условия для возникновения в селах безработицы, массового отъезда молодежи в город, и объявления опустевших кряшенских сел 'бесперспективными'. Таким бесперспективным объявлено село Максимовка Менделеевского района Татарстана, где теперь живут около 30 стариков.

Деятели кряшенской культуры, выступавшие на конференции, поведали, что местные власти не финансируют кряшенских газет, фольклорные коллективы. В Казани, несмотря на неоднократные письменные обращения кряшен, местная городская администрация и Минкульт РТ отказали в передаче Центральной кряшенской школы, памятника истории и культуры кряшен. Из этой школы вышла вся дореволюционная кряшенская интеллигенция, для кряшен эта школа - народная святыня. Однако это здание, 'охранявшееся' государством, было продано коммерческой организации, до неузнаваемости перестроившей здание и превратившей его в магазин. А ведь в этой школе располагалась первая кряшенская домовая церковь!

Наиболее терпимая ситуация, как это ни странно, в Набережных Челнах, где глава администрации идет навстречу просьбам кряшен. Здесь и Дом дружбы народов работает успешно, для кряшен отведены две комнаты, функционирует воскресная школа. Но в остальных районах и городах республики положение кряшен совершенно бесправное.

2 ноября 2001 года в Институте этнологии и антропологии РАН под председательством зам.директора Института С.В.Чешко состоялся круглый стол 'Восстановление этнического статуса кряшен, как народа России'. Участниками встречи (П.И.Пучков, О.Е.Казьмина и др.) четко было заявлено, что кряшены - высококонсолидированный тюркский этнос, исповедующий преимущественно православие и обладающий самобытным этническим самосознанием.

Характерно, что на 'Карте народов Приволжского Федерального округа', разработанной Институтом этнологии и антропологии РАН по заказу Приволжского Федерального округа, кряшены также выделены как самостоятельный этнос.

1 декабря 2001 года в Набережных Челнах состоялось учредительное собрание Союза кряшенской молодежи Татарстана. Собравшиеся делегаты из разных районов республики учредили новую организацию, которая станет помощником Республиканского национально-культурному центру кряшен Татарстана. На собрании избран Совет молодежной организации, определены цели и задачи молодежного движения, утвержден Устав. Среди уставных целей - содействие интеллектуальному, духовно-религиозному и культурному воспитанию кряшенской молодежи, участие в национальном движении, в формировании институтов гражданского общества и местном самоуправлении, создание учебно-методических и образовательных программ для кряшенских детей и молодежи. Лидером Союза стал член Исполкома Республиканского национально-культурного центра кряшен РТ Иван Кузьмин.

Кряшены продолжают бороться за право на самобытное существование. Но на пути к самостоятельности их еще ждет множество испытаний. Татарстан лоббирует решение о снятии кряшен (как, впрочем, и сибирских, астраханских татар, мишар) с Переписи 2002 года. Исход этой инициативы еще не ясен, но очевидно, что миф о Татарстане, как идеале этноконфессиональной стабильности, развеялся как дым после ветра. В чистом остатке - загнанные вглубь и нерешенные этноконфессиональные проблемы и дискриминационная кадровая и национальная политика этой республики. Между тем, кряшены устали ждать милости от власти. Есть повсеместное недовольство своим положением. Эта напряженность может быть локализована возможностью при Переписи 2002 года записаться кряшенам так, как они этого желают. Тем более что такое желание согласуется и с мнением ученых, и с исторической справедливостью. Поддержка же татарстанского сепаратизма и тенденций к исламизации православного этноса может привести к возникновению внутри России нового очага противостояния, а это просто недопустимо. Россия слишком долго и многострадально выстраивала мирный полиэтнический и многоконфессиональный уклад, чтобы допустить его дестабилизацию. Россия - не тюрьма народов, а единственной государство в мире, где сохраняются в своей самобытности сотни малых этносов и этнических групп. Среди них есть и православный народ - кряшены.

01.12.2002
 

НАВЕРХ


© Сетевой этнокультурный проект kryashen.ru, 2002.
Создание и поддержка - НКЦ кряшен г.Казани и Республики Татарстан.
Идея - Александра Журавского. Дизайн - Ольги Святкиной.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на kryashen.ru обязательна.
Вопросы, предложения, замечания и отзывы: