Тихвинский приход в КазаниСетевой этнокультурный проект кряшенского народаПричастие
на главную о проекте ccылки rus kryash tat eng

Новости
Аналитика
Актуальные темы
СМИ о кряшенах
Современное положение кряшен
Духовная история и культура
Музыкальная культура и фольклор
Этнография
Перепись 2002
Правовой ликбез
Электронные конференции
Библиотека
Галереи
Газета 'Туганайлар'
'Кряшен Сюзе'
Книжная лавка
Издательство 'КряшИздат'
Ссылки


Масленица - Май чабу

С 28 февраля православные вступают в масляничную неделю. Продлится она до 6 марта и завершится Прощенным воскресеньем. Как же праздновали Масленицу ('Май чабу') в кряшенских деревнях в I половине XX века? Предлагаем читателям отрывок из экспедиционных материалов этнографа, научного сотрудника Института истории АН РТ Рауфы УРАЗМАНОВОЙ.

Повсеместно Масленица бытовала в кряшенских деревнях. Информаторы единодушно отмечали, что Масленица - это время катаний на санях и других приспособлениях с гор, на подводах вдоль деревни. Недаром, говоря об этом празднике, называли его 'кэтэйса йору' (д.Кадырово, Бишево), 'кэтэйчэ чабу' (д.Базгиево, Федотовка).

Катания были массовыми. Весь народ высыпал на улицу, так как оно было и зрелищным. В некоторых деревнях старожилы отмечали элементы карнавала. Так, в деревне Попово Троицкого уезда, катались не только с гор, но и вдоль улицы. Лошадей, подводы украшали вышитыми, браными полотенцами, лентами, использовали самую лучшую сбрую. На таких подводах катали девушек, женщин. А другие, наоборот, покрывали лошадь рогожей, старым тряпьем, вешали на нее лапти, чтобы посмешнее было, а то между двух саней закрепят железную печь - едет, дымит. Запрягали корову, большого хряка, или выезжали на этих животных верхом, чем вызывали взрывы смеха, шуток. Это занятие парней. Об этом же рассказывали и жители деревни Белая гора (Актау) Чистопольского уезда.

В отдельных деревнях наблюдались элементы ряжения. Например, в деревне Старая Ципья в последний день Масленицы ряженые изображали лошадь; в деревне Ошторма-Юмья по домам ходила группа ряженых мужчин, один из которых был 'муллой', а остальные над ним потешались. В деревне Носла делали соломенное чучело. В завершение праздника его рассыпали. В деревнях же Кадырово, Федотовка праздник завершался обрядом 'чуман (шоман) озату'. Молодежь выезжала в поле, везя с собой надетое на толстую палку старое колесо и отслужившую свой век корзину для вывоза навоза - чуман (отсюда и название обряда). Все это сжигалось в поле. На этом кончалось и масленичное веселье. У кряшен долгое время сохранлся и обряд прыганья через огонь - 'ут атлау'. Каждый хозяин в последний день масленицы утром разводит во дворе костер, через который прыгает вся семья. В деревне Чиршилы прыганье это совершалось верхом на лошади.

Кроме того, Масленица - время свадеб. В эти дни приглашали в гости молодоженов, устраивали поочередные угощения.

01.03.2011
 

НАВЕРХ


© Сетевой этнокультурный проект kryashen.ru, 2002.
Создание и поддержка - НКЦ кряшен г.Казани и Республики Татарстан.
Идея - Александра Журавского. Дизайн - Ольги Святкиной.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на kryashen.ru обязательна.
Вопросы, предложения, замечания и отзывы: