Тихвинский приход в КазаниСетевой этнокультурный проект кряшенского народаПричастие
на главную о проекте ccылки rus kryash tat eng

Новости
Аналитика
Актуальные темы
СМИ о кряшенах
Современное положение кряшен
Духовная история и культура
Музыкальная культура и фольклор
Этнография
Перепись 2002
Правовой ликбез
Электронные конференции
Библиотека
Галереи
Газета 'Туганайлар'
'Кряшен Сюзе'
Книжная лавка
Издательство 'КряшИздат'
Ссылки


ВИКТОР ВИКТОРИН: 'В ДЕЛЕ СОХРАНЕНИЯ ТРАДИЦИЙ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ПОЛИТИКИ...'

Недавно Казань посетил астраханский ученый - кандидат исторических наук, доцент отделения восточных языков Астраханского госуниверситета и филиала Волгоградской академии госслужбы, член коллегии Минкультуры Астраханской области Виктор Викторин.

Виктор Михайлович имеет за плечами опыт комсомольской, партийной работы и госслужбы. Занимаясь вопросами национальностей, прошел путь от заведущего отделом национальностей облисполкома до старшего советника по миротворчеству на Северном Кавказе, куда был направлен по заданию российского правительства. Цель его визита - участие в научной конференции, проводимой в Приволжском федеральном университете. В Доме дружбы народов Виктор Михайлович встретился с представителями кряшенского движения и ответил на многие актуальные вопросы по этнологии, касающиеся кряшен, нагайбаков, ногайцев. Ученый из Астрахани нашел время, чтобы побеседовать с редактором газеты 'Туганайлар'.

- Виктор Михайлович, насколько нам известно, Вам пришлось заниматься разными, порой противоположными, видами деятельности. На Ваш взгляд, кем Вы себя ощущаете больше: учёным, педагогом, конфликтологом-миротворцем или государственным чиновником?

- Не так давно я был, прежде всего, государственным служащим - советником Губернатора области. Теперь - преподаватель вуза, работаю со студентами, но и с массой общественных обязанностей. Как дальше - жизнь прояснит и молодые учёные, мои последователи помогут. Вообще в любое занятие обычно вкладываю весь свой накопленный опыт - и педагогический, и организаторский, и научно-аналитический, и практику непростой работы на Северном Кавказе. Всегда учитываю, насколько многолики в этнокультурном плане наша страна Россия в целом и особо интересующие меня регионы: Поволжье - Приуралье - Предкавказье.

- И что же, на Ваш взгляд, возобладает в вопросах сохранения традиций - культура или политика?

- Это тоже непростой вопрос для учёного, бывшего депутата местного уровня и политика (отчасти, политолога-конфликтолога). Но убеждён я твёрдо: политики, то есть строго властной сферы с балансом противоположных интересов, не должно быть в деле сохранения традиций, кроме как равномерной поддержки этого благого дела. Успех его - в общем энтузиазме, сильном душевном порыве. Если этого нет - мне жалко традицию.

Оговорка одна, но есть. Ведь в случае с кряшенами, по-моему, налицо издержки неточных приоритетов от предыдущих десятилетий. Иногда остатки наследия приходится буквально спасать - и тогда нужна политическая поддержка властей всех уровней и научных кругов. Замечательная культура кряшен важна и для всего татарского народа, и для России в целом.

Хотя для внимания самих носителей традиции и их лидеров обращу внимание на очевидный для меня парадокс. Несколько видов кряшенского наследия (по районам Татарстана и его соседей) жизнеспособны и имеют основу в сельской местности, но 'поддерживающая' работа организуется, по преимуществу, в городах. Пока что этот разрыв не очень ощущается, но сможет, опасаюсь, стать проблемой в дальнейшем, уже вскоре. При наших предыдущих встречах с кряшеноведами и молодым активом движения мы уже начали обсуждать это.

- Только что завершилась Всероссийская перепись населения. Вы, будучи учёным-этнологом, как относитесь к проблемам переписи?

- Перепись любая чрезвычайно важна и нужна, интересна для учёных. А нынешняя - так особенно. Тем более что в эти дни 'переписались' и США, и Китай. Многое изменилось с 2002 года, и я, к радости своей, не вижу прежней обострённости позиций по 'этническому' и 'языковому' разделам документации.

Нам всем, что самое главное, требуется узнать, как люди живут и что думают о себе самих. Замечательно, что самые знающие этнологи активно помогают подготовке к переписи (скажем, в прогнозах, какие ответы вероятны), а после окончания - в обобщении и анализе её результатов. Как педагоги, работаем с молодёжью - а без неё переписям не бывать вообще.

- Вы посвятили много исследований астраханским ногайцам, которые имеют историческую и генетическую связь с нагайбаками. Вы находите какую-либо связь в их становлении и развитии?

- Да, ногайцы Нижнего Поволжья - это тема моей дипломной работы и кандидатской диссертации. И давно уже готовящейся докторской - по связям религий 'внутри' народов. 'Одноязыкие' общности - мой новый интерес, через служилых татароязычных казаков-нагайбаков, я вновь соприкоснулся с тем давним увлечением. Их предки - арские татары, тоже 'казачество' Казанского ханства - имели степные, ногайские корни. А небольшие группы ногайцев Нижнего Поволжья ('кондуровцы', или 'кундровцы'), ушедшие из-под власти калмыков и переведённые в 1744 - 1829 годы на службу под Оренбург и Челябинск (граница казахских степей), стали казаками-мусульманами. Они селились рядом с нагайбаками, вблизи знаменитого и загадочного городища Аркаим.

Взаимосвязь есть не только в этнонимах - названиях и самоназваниях. Что даже интереснее, прослеживается и сходство современных проблем. Ногайцы Астраханского края выдвинули из своей среды замечательных просветителей I половины XX века Абдурахмана Исмагиловича Умерова и его ученика Абдулхамида Шаршембиевича Джанибекова. Последний, переехав на Северный Кавказ, разработал нормы литературного языка ногайцев. Но по переписи 1926 года ногайцы под Астраханью были обозначены, кроме нескольких семей, 'татарами' и вовсе не 'джанибековский' язык им стал известен, преподавался в школах. Многие ногайцы из старшего поколения и сейчас в совершенстве знают три тюркских языка, включая казахский. Теперь литературный ногайский преподаётся в отдельных сёлах. Но в устах молодёжи родная речь звучит всё реже, а иные спорные тезисы о себе самих приходят через сеть 'Интернет'. Правда, почаще стали обращаться к нашим публикациям.

Итак, связаны с ногайцами по происхождению не менее 30 тысяч астраханцев, ногайский диалект отчётливо сохраняют около 7 - 8 тысяч человек. При этом 'ногайцами' по переписям с 1989 года себя обозначают только 4 - 5 тысяч; остальные - по-прежнему 'татары', изредка - 'карагаши' или даже 'казахи'. Но тенденция есть, поскольку в 1979 году в области насчитывалось - ну, не более, чем человек 80 'ногайцев'.

Вы видите, что ситуация с ногайцами низовьев Волги на нагайбакскую и кряшенскую весьма похожа (со своими нюансами у каждой): Впрочем, подождём первых итогов переписи.

К слову сказать, вчетвером совместно с профессором Рамазаном Хусиновичем Керейтовым из Черкесска и покойными уже ветеранами Максимом Степановичем Глуховым из Казани, Алексеем Михайловичем Маметьевым из Челябинской области мы в середине 90-х годов постарались 'познакомить заново' ногайцев и нагайбаков. Наверное, наши усилия легли на общую готовность к контактам с обеих сторон - сейчас активисты их творческих коллективов общаются, участвуют в фестивалях друг у друга.

- Есть ли подобные проблемы в других регионах России? Какими Вы видите наши общие перспективы, будущее этнологии как теоретического знания и прикладной сферы деятельности?

- Несколько десятков народов и этногрупп испытывают в идентификации, своём самосознании, самовыражении пресловутый 'переписной' (а прежде - 'паспортный') парадокс. Это, к примеру, хемшилы (армяно-мусульмане, они себя 'турками' называют, как и свой старинный говор : 'турецким') и 'черкесо-гаи' (адыго-григориане) на Кубани, кумыкоязычные татары и ногайцы по течению Терека (Чечня и средний Дагестан), калмыко-мусульмане ('шереды - хазлары'), присоединившиеся там же к туркменам, многообразные 'таты' южнее вдоль Каспия. Добавим ещё 'кундровцев/кондуровцев' - и под Астраханью, и под Оренбургом, 'нугай-казаков' и 'калпаков' на границе с Казахстаном, тех же бесермян, тептярей и нагайбаков в Приуралье, совсем небольшие подгруппы, названные мною недавно 'болдырскими', многие другие.

Переписной лист - глубоко личное и демократичное дело. Да, люди в итоге разберутся сами, кто они и в каком отношении друг к другу. Пока очевидно, что этнокультурное многообразие страны и отдельных её частей только нарастает за каждое переписное десятилетие. Но чтобы определить объективность высказанных позиций и проследить здесь тенденции - всегда понадобится помощь учёных.

Непременно рассмотрим и этот сюжет ещё раз на IX Этноконгрессе России в Петрозаводске летом, через полгода. Очень ждём итогов переписи. У нас на этих встречах всегда общие ключевые интересы и : неизменно прочная 'дружеская фракция Астрахань - Казань - Уфа'.

- Тогда, если можно, немного об истории кряшен и тюркоязычного православия:

- Наши с Вами территории, во всяком случае с VIII века нашей эры, осваивались представителями сразу всех трёх Великих Ближневосточных религий (иудаизма, христианства, ислама) - но с переработкой и долгим сохранением местных 'языческих' верований.

Тюркское христианство 'греческого' ('румийского') типа известно между тремя морями, на юге нынешних Украины и России, c VI века нашей эры, особенно заметно проявившись к X-XI веках. Нынешнее наследие его - в Гагаузском викариате РПЦ, не так давно учреждённом в южной части Молдовы.

Первой же организационной структурой стала Сарайская епархия, в столице Золотой Орды на территории современной Астраханской области. Вскоре, в 2011 году, будет широко отмечен юбилей её 750-летия.

В дальнейшем (с переводом епархии через два века в Крутицы и Можайск) тюркоязычное христианство уже не распространялось на Нижней Волге - скорее, как мы видели, наоборот. Но связи как с нагайбаками, так и с кряшенами вообще мы при желании обнаружим.

Так, семья Федосеевых уже много десятилетий живёт в пригородном поселке Семиковка (Семек - аул) - они уже пользуются, кроме родного 'среднего татарского', чаще и здешним 'юртовским' диалектом.

Несколько кряшен окончили у нас также Технический институт рыбной промышленности и хозяйства, получив специальности инженеров. Александр Максимович Михайлов, приехав к нам по распределению, полвека назад работал директором школы в самом-самом традиционном карагаш-ногайском селе Лапас, что выяснилось на только что прошедшем юбилее 160-летия села. Кстати, оно расположено совсем вблизи золотоордынских городищ - удобные места заселялись многократно, менялось здесь не раз население в истории. Да и отдельных людей направляла и направляет жизнь и с севера на юг, и с юга на север. Довелось испытать это и мне самому.

- Какое место, по Вашей оценке исследователя, занимают кряшены в этнической системе народов мира?

- Любой народ из 3-х тысяч известных нам - крупный или совсем малочисленный, входящая ли в него группа - занимают уникальное место в мировом этнокультурном разнообразии. А кряшены - вообще замечательный пример 'промежуточного', 'связующего' состояния между несколькими культурами. Причём оформившийся на момент нашей жизни, воочию видимый сплав совершенно оригинален и потому предельно ценен. Это сокровище надо хранить, беречь и развивать, ещё тщательно изучать, готовя способную и увлечённую молодёжь.

Наша беседа была, на мой взгляд, очень интересной. Желаю всем в редакции и читателям здоровья и больших успехов. Барыгызга да тау ит?мен. До наших новых встреч!

Беседовала Л.БЕЛОУСОВА.

28.10.2010
 

НАВЕРХ


© Сетевой этнокультурный проект kryashen.ru, 2002.
Создание и поддержка - НКЦ кряшен г.Казани и Республики Татарстан.
Идея - Александра Журавского. Дизайн - Ольги Святкиной.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на kryashen.ru обязательна.
Вопросы, предложения, замечания и отзывы: