Тихвинский приход в КазаниСетевой этнокультурный проект кряшенского народаПричастие
на главную о проекте ccылки rus kryash tat eng

Новости
Аналитика
Актуальные темы
СМИ о кряшенах
Современное положение кряшен
Духовная история и культура
Музыкальная культура и фольклор
Этнография
Перепись 2002
Правовой ликбез
Электронные конференции
Библиотека
Галереи
Газета 'Туганайлар'
'Кряшен Сюзе'
Книжная лавка
Издательство 'КряшИздат'
Ссылки


О культуре протокряшен до XVI века

Макаров Г.М. - этномузыковед, научный сотрудник отдела искусствоведения ИЯЛИ им.Г.Ибрагимова АН РТ, преподаватель Казанской государственной консерватории им.Н.Жиганова

Одним из постоянно задаваемых вопросов, который можно услышать в различных аудиториях, сводится к тому, что возможно ли существова-ние отдельных общин татар-христиан в средневековую эпоху до сере-дины XVI века, т.е. до эпохи войн Ивана Грозного.

Наличие в ханском прошлом Среднего Поволжья, например, в Булгаре, общин тюрок-христиан давно известно в исто-рической науке. Так же, как и о наличии православной епархии с центром в столице Золотой Орды городе Сарае. Часто упоминается и случай об имевшемся проти-востоянии в городе Булгаре между представителями большинства му-сульманской и меньшинства христианской общин. В Булгаре это происходило так. Активным пропо-ведником христианства среди горожан был богатый человек по имени Авраамий. Его проповеди привели к недовольству большинства му-сульманского населения города. Развязка этой истории завершилась расправой над руководителем христианской общины города Булгара Авраамием. Христиане этой булгарской общины по церковной иерархии подчинялись Владимирской епархии Русской православной церкви. Ввиду добрососедских отношений и наличия межгосударственного договора о дружбе, в начале XIII в этот инцидент разре-шился передачей мощей Авраамия представителям церкви Влади-мирской епархии.

Материалы о наличии в Казанском ханстве отдельных общин та-тар-христиан, представителей феодального класса из кряшен, а также каких-то структурных признаков их присутствия в этот пе-риод письменными источниками, как церковными, так и светскими, слабо изучены. Не изучены их следы и в фольклорных произведе-ниях и устной памяти современных татар-кряшен. Не известны ма-териалы о каких-либо леген-дарных церквях и монастырях, о жизни христиан в ханскую эпоху, о святых христианских мучениках и вои-телях за веру. Христианство является религией с развитыми тради-циями письменности, однако каких-либо памятников христианско-татарской письменности до XVI века не обнаружено.

Сведения о мучениках за христианскую веру среди та-тар появляются в житийной литературе со второй половины XVI века. Например, это рассказы о святых мучениках Стефане и Петре, татарах, принявших христианство [Рассказы из житий свя-тых, 1907]. В них сказано, что в Казанском ханстве татар-христиан не было. Надо полагать, если бы имелись сведения и досто-верные факты, о татарах-христианах ханского времени, то они не могли бы пройти мимо исследователей истории христи-анства России.

С язычеством положение иное. В некоторых кряшенских селениях сохранились устные предания об их крещении после 1552 года, об участии в этих актах российских правительст-венных войск. В некоторых старинных кряшенских селениях Заказа-нья сохранились места, где имеются следы мусульман-ских кладбищ с захоронениями их далеких предков. Неплохо сохранились и места языческих святилищ в виде рощ, родников, лысой горы, колодцев, которые нередко называют киреметь, кляу. Это, возможно, те селения, жители которых приняли христианство непосредственно от состояния полу-язычества и слабой закрепленности в исламе. Разнообразные религи-озные легендарные предания о ранних этапах истории проникнове-ния той или иной конфессии (если таковые реально были) как пра-вило, устойчиво сохраняются в фольклоре, в устной памяти народа. Вышеприведенные сопоставления являются достаточными ар-гументами в пользу того, что татарские христианские общины, как полноценные социальные структуры в татар-ском феодальном обще-стве, в частности, в Казанском ханстве, к середине XVI века едва ли сущест-вовали. Поэтому говорить о прямой преемственности традиций современных татар-кряшен с общинами тюрок-христиан Булгара и Золотой Орды оснований не достаточно. Упоминаемые исторические факты, о наличии восточно-христианской культуры, имевшиеся в тюркском Поволжье, позволяют вести речь о них как о составляю-щих звеньях исторической цепи в развитии средневековой тюркской цивилизации Поволжья. Это согласуется и с историческими реа-лиями этой эпохи, ибо Поволжье расположено в приграничной зоне контактов исламского и восточно-христианского мира.

В 1552 году, после присоединения Казанского ханства к России, татарское общество жило в состоянии оппозиции к русской военной и админи-стративной власти, что, естественно, не приводило к довери-тельным отношениям местного населения к российской культуре. Такое поло-жение усугублялось и разницей в конфес-сиях русского и татарского народов. Разрешение этого внутригосударственного противостояния и проти-воречия являлось одной из актуальных стратегических задач Рос-сийского государства. Историческая судьба России привела ее к выбору унитарного типа госу-дарства. Укрепление централизованной власти России и создание культурно-информационного про-странства, еди-ного и общего для всех народов постордынской территории, имело свою позитивную идею в перспективе. По мнению властей, эта идея должна была осно-вываться на ценностях православно-христианской модели цивилиза-ции. Воплощение в жизнь этого плана осуществлялось с позиций имевшегося опыта государственного строительства средневековой Руси. Сейчас предпринятые в то время методы достижения этих целей кажутся не достаточно продуманными, а также не подкрепленными правовыми нормами. Ибо неизбежными были, в таких ситуациях, случаи применения силовых приемов. Они привели, впоследствии, к напряженной обстановке внутри страны. Эти акты было задумано провести оперативно и быстро, но этим планам не было суждено осуществиться скоро, как хотелось бы. В реальности эти планы быстро не завершились и даже затянулись на столетия.

Христианизация и переход в состав господ-ствующей государственной религии России, не привела татар-кряшен к бо-лее высокому и развитому уровню светской культуры. Действительно, от се-редины XVI до середины XIX веков о христианских формах письменной культуре на родном языке, о светском, высоком стиле национальной феодальной культуры, но даже и о религиозном просвещении татар-хри-стиан на татарском языке особой заботы со стороны госу-дарства не проявлялось. Кряшены в указанное время продолжали пользоваться письменной традицией, основанной на арабской графике (Словарь А. Троянского и др.).

Социальная форма организации кряшен оставалась очень примитивной. По сути, кряшены были вынуждены 'откатиться назад' и ограничиться рамками консервативной струк-туры сельской общины, основанной на симбиозе тюркских и финно--угорских традиций материальной и духовной культуры волго-кам-ского типа, характерного для дописьменной эпохи. Наверное, по-этому менталитет кря-шен до сего времени характеризуется уходом во внутрен-ний мир своей сельской общины и при-верженностью к своим древним веро-ва-ниям, что отмечают многие исследователи их традиционной культуры.

Последствия крещения были таковыми. Татары-кряшены не сохранили элитарную часть своего общества, ибо мурзы, крупные землевладельцы, купцы и предприниматели, автоматически русели, поэтому феодальной прослойки общества у кряшен не сформировалось. Простые сельские общинники, не зная русского языка и резко сократив общение с татарами-мусульманами, вели закрытый и крайне замкнутый образ жизни. Они, тем не менее, были постепенно вовлечены в более живой оборот россий-ской русской бытовой культуры (но не экономики), чем та-тары-мусульмане края.

Встают и далеко не празд-ные вопросы: каково влияние православной христианской цивилизации (его конфессионального и светского уровней культуры) на содержание стиля, на особенности исторического формирования кряшенского этнического ис-кусства. А если они и были, то, с какого времени, и в каких аспектах? Проблемы взаимосвязей религии и искусства у различных народов имеют много аспектов, которые необходимо рассматривать специально. Для кряшен такое исследование актуально, но для его решения еще нужно создание предварительной научно-информационной базы.

Формирование своеобразия культуры татар-кряшен, в отличие от общетатарской, имеет свои особые исторические причины. Во-пер-вых, культура кряшен формировалась в иных исторических ус-ловиях, заметно отличаю-щихся от положения культуры остального массива татарско-му-суль-манского общества края, а это привело к различным изменениям в их содержании. Отпочковавшись от одного корня, татары и кряшены стали развиваться автономно, имея свою новую ис-торическую судьбу. Поэтому они в реальности стали представлять отдельные культуры.

Формирование христианской этноконфессиональной общ-ности, как части булгаро-татарского социума, в этнокультурном плане, было достаточно сложным процессом. В генезисе кряшен приняли участие представители многих локальных этнических групп Волго-Камья. Однако, однозначно, что основное протокряшенское ядро кряшен представляло собой тюрко-татарское население бассейнов рек Меши и Казанки. Культурный менталитет кряшен, так и протокряшен, необходимо рассматривать как отдельный таксон, отличавшийся от его особенностей у современных татар, ибо они представляют разные историко-хронологические уровни. Впоследствии, культуру кряшен постепенно влились мишарские, ногайские группы и иные, южные по происхо-ждению, небольшие этнические подгруппы, как, например, калмыки. Приведем пример, ставший классическим, о происхождении жителей села Тонгузино (Тунгылджа) Заинского района. Его жители считают, что их село обосновали калмыки, принявшие православие. До сего времени слабо изученную, но существенную роль в становлении этни-ческого лица кряшен сыграли и этнокультурные контакты с предста-вителями татароязычных групп южно-удмуртского, чувашского, ма-рийского, мордовского народов.

С образованием новой татароязычной конфессиональной группы, этнические компоненты которого были уже иными, чем у татар-мусульман края, кряшены в качественном плане уже стали новым этнокультурным сообществом, где появились внутренние связи, а значит, и элементы унификации культуры, характерные только для кряшен. Образовался основной центр культуры, который стал доминантой, базовой основой формирования общих элементов обрядового цикла, праздников, традиционного костюма, разговорного и письменного языка. Таким центром новой этнокультурной общности стала культура кряшен, проживаюших в пределах бассейна реки Меша, включая часть северных районов Заказанья. Здесь сформировалось особое самосознание и новая этническая идентифи-кация с самоназванием - кряшен (керяшен). Часть кряшен из этого региона в XVIII - XIX вв. была переселена в левобережье Камы. Но они сохранили преемственность в этнической культуре и общекряшенские связи.

У кряшен, как и во всех средневековых обществах, доминирующим было конфессиональное самосознание. Поэтому, даже не зная русского языка, они пытались в меру возможностей придерживаться христианских обычаев, но лишь по своим упрощен-ным бытовым представлениям. А христианами, в истинном значении этого понятия, они являлись скорее по отчетным документам российских административных властей и пред-ставителей епархиальных миссионерских служб. На самом деле зна-чительная часть кряшен долгое время была двоеверцами, и они нередко в первую очередь придерживались старых дорелигиозных верований и стара-лись соблюдать свои древние обычаи и обряды. Небольшая часть кряшен, как это стало известно по преданиям многих сел, возникла в результате перевода исламского населения в православие. Остальная часть появилась от перешедших непосредст-венно из язычества, в особенности того пограничного фин-ноугорского населения, которое уже издавна несло в себе значительный потенциал тюркских языковых и этнокультурных традиций. В результате крещения, часть финноугорского населения, после последующего их переселения в смешанные татарско-удмуртские, татарско-чуваш-ские или татарско-мордовские селения, постепенно сливалась с кряшенами и переходила кряшенскому варианту волго-камской этно-культурной системы, включая сюда и этническую культуру, язык общения.

Традиционная общинно-джиенная социальная структура, характерная для жизни кряшен, до 30-х годов XX века обусловливала одно из важных направлений - следование наследным формам культуры. Естественно, что об-щинная структура жизнеустройства кряшенского общества долгое время быть гарантом сохранности кряшенского этнического искусства. С постепенным разрушением этой важной социальной структуры, теряются и традиции старой культуры

Об особенностях культуры в кряшенском и общетатарском аспекте в XIX веке. У татар-мусульман к середине XIX века оформилась своя национальная концепция объединения татарской нации, у истоков которой стояла мест-ная национальная буржуазия. Для понимания разницы в комплексах традиционной культуры татар и кряшен нового времени необходимо учитывать осо-бенности огромных изменений в культуре татар и, в то же время, наличие консервативности в культуре кряшен. До сего времени остается актуальной проблема изучения разного и общего, определение степени взаимосвязей между параметрами кряшенского и татарско-мусульманского традиционного искусства, характерных для позднего средневековья (XVI - начало XIX вв.), нового времени (середина XIX - начало XX века). Процессы развития основных векторов татарской культуры и искусства позднего средневековья в культурологическом отношении не изучены вообще. Поэтому вести речь о них не приходиться.

Основные параметры современной общетатарской культуры сформировались в эпоху сложения татар-ского этноса как буржуазной нации. А она существенно отличалась от своих диалектных традиций. Исторически сложилось так, что кряшены не вошли в оборот исторического процесса обновления и перехода на новый этап развития татарской культуры как национальной. Это значит, что кряшены не вошли в состав татарской буржуазной нации. Кряшены были вовлечены в оборот развития татарского национального общества волевым решением позже, лишь в 30-е годы ХХ века, в большевистскую эпоху тотального атеизма.

Как отмечалось выше, слой богатых предпринимателей, сохранивших кряшенское само-сознание, складывался весьма медленно и противоречиво. Богатые кря-шены, попадая в те или иные круги влиятельных сил российского общества, нередко либо русели, либо отпадали в ислам. Поэтому они не могли проявить материальную заботу о формировании общекряшенской общественной мысли, о развитии различных направлений светской и религиозной культуры кряшен. Тем не менее, интеллигенция сформировалась. Начало формирования кряшенской интеллигенции, в лице разносторонне об-разованных священнослужителей, учителей, поэтов, музы-кантов, связано с началом демократизации Российского общества во второй половине XIX века. Предпосылкой этого стало появление кряшенских школ и создание для кряшен алфавита на основе кириллицы. Отметим, что практика обучения детей кряшен родному языку в системе российского школьного образования до этого не предусматривалось. Необходимые православные христианские книги до середины XIX века переводились для крещеных татар с использованием арабской графики, которую кряшены понимали с трудом. Практика издания таких хри-стианских книг дала обратный эффект, ибо кряшены, усвоив навыки чтения книг с арабской графикой, очень быстро переходили к чтению исламских книг на татарском языке и через некоторое время отпадали в мусульманскую религию.

Ситуация изменилась лишь после замены арабицы на кириллицу и использования в переводах христианских книг доступного про-стому народу бытового наречия татарского языка. В связи с этим поя-вилась необходимость обучения этой графике кряшенского населе-ния. Обучение детей татар-кряшен через русскую гра-фику, приспособленную для татарского языка и получения началь-ного образования на родном языке (кряшенском наречии татарского языка) в Казанской центральной крещено-татарской школе, и далее в Казанской инородческой учительской семинарии, специальных кур-сах при Казанской духовной академии, привело к появлению кряшен-ской интеллигенции. По первоначальному замыслу, адаптированная к татарскому языку система обучения на кириллице была в своей основе направлена на заботу о христианском духовном просвещении кряшен. Однако с подъемом национального самосознания народов России и появления общекряшенской письменной коммуникации, в кряшенском обществе возникла потребность в раз-витии структур не только духовно-религиозного, но и светского ис-кусства и культуры на родном языке. С появлением такой общест-венной потребности из среды интеллектуальной элиты кряшен выде-лились общественные деятели, способные обозначить основные вехи перспективного развития светской культуры, запланировать реаль-ные шаги по созданию механизмов внутренних и внешних коммуни-каций кряшенского общества.

01.12.2002
 

НАВЕРХ


© Сетевой этнокультурный проект kryashen.ru, 2002.
Создание и поддержка - НКЦ кряшен г.Казани и Республики Татарстан.
Идея - Александра Журавского. Дизайн - Ольги Святкиной.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на kryashen.ru обязательна.
Вопросы, предложения, замечания и отзывы: