О традициях культуры кряшен начала XX века
Макаров Г.М.
Кряшенское общественное движение стало активно проявлять себя уже после 1905 года. С этого времени начинает активно поддерживаться общественное мнение, что кряшены это отдельная народность, отличающаяся от татар, удмуртов, русских. Представители интеллигенции предпринимают меры по созданию и выходу газет, книг на родном языке, посвященных общественной и культурной жизни, начинают организовываться музыкально-поэтические вечера, проявляют интерес к традиционной культуре, фольклору.
Сложившаяся историческая ситуация привела к процессам объединения и началу консолидации кряшен в отдельную этнокон-фессиональную общность. Основными стали следую-щие факторы.
1. Принадлежность к православному христианству, где большинство положений веры было переведено на понятный, простонародный язык.
2. Разговорный и литера-турный кряшенский язык, в основу которого был положен вариант диалекта татар-кряшен Мамадышского уезда Казанской губернии, специально норматированный миссионерами-учеными. На этот язык были переведены богослужебные христианские и, реже, светские книги, это сборники стихов, рассказы по истории России, рекомендации по ве-дению хозяйства. На нем же шла проповедь в церквях. Этот язык преподавался в миссионерских учебных заведениях, был поло-жен в основу деловой и официальной переписки татар-кряшен между собой и государственными миссионерскими учреждениями, стал важным элементом межкряшенской языковой коммуникации.
3. Тип cоциальной организации кряшен, близкие между собой варианты хозяйствования, пред-ставляющие из себя модели сельскохозяйственных общин, характер-ных для народов Волго-Камья.
01.12.2002
|