О судьбе этнических традиций кряшен в советский период
Макаров Г.М.
После 1917 года и издания декрета об отделении школы от церкви и церкви от государства была нарушена главная структурная база внутрикряшенских коммуникаций культуры и религии. С этого времени образовательные и культурно-просветительные учреждения государства были нацелены на нивелирование местных традиций культуры, а попытки их развития, предпринимаемые отдельными энтузиастами, считались проявлением национализма и жестко пресекались. Для быстрейшего вхождения кряшен в структуры татарской культуры издавались татарско-кряшенские словари. Например, Беляев Гаврила. Толковый словарь татарско-арабских слов для кряшен (Казань: 'Яналиф', 1929). Это должно было способствовать переходу кряшенских школ на общетатарские учебные программы и общелитературный татарский язык.
Локальные традиции культуры продолжались лишь в инерции общинных и семейных праздников, запретить и контролировать проведение которых, было очень сложно, ибо они проявлялись в укладе жизни народа. Искоренить их было не возможно. Исторические реалии советской эпохи привели к тому, что на практике кряшенская этноконфессиональная общность в официальных документах считалась вхожей в культурно-информационное пространство татарской советской нации. Внутри государственных структур проводилась негласная цель - нивелирование любых этнических, национальных и конфессиональных традиций. На самом деле эта политика натолкнулась на естественную реакцию самосохранения культур, механизм которого заложен в традиционных культурах и не зависит от политических решений. Игнорирование и даже запрет этнокультурных потребностей привел к формированию напряжения в обществе и созданию негласной оппозиции, отстаивающей местные интересы. Этот этап характеризуется сложностями при вхождении кряшен в культурно-информационное пространство татарской советской нации. Кряшены до сего времени имеют свой менталитет и множество проблем по разрешению своих специфических этнокультурных, конфессиональных интересов.
01.12.2002
|