Тихвинский приход в КазаниСетевой этнокультурный проект кряшенского народаПричастие
на главную о проекте ccылки форум rus kryash tat eng

Новости
Аналитика
Актуальные темы
СМИ о кряшенах
Современное положение кряшен
Духовная история и культура
Музыкальная культура и фольклор
Этнография
Перепись 2002
Правовой ликбез
Электронные конференции
Библиотека
Видеотека
Фонотека
Галереи
Радиопередачи
"Кряшен Сюзе"
Книжная лавка
Ссылки

Поиск по серверу

СОВРЕМЕННОЕ КРЯШЕНОВЕДЕНИЕ... Танзания и российский регион Поволжья и Приуралья... Кипчакско- несторианское происхождение кряшен... ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ГРУППА КРЯШЕН...


24.04.2002

Конструктивная встреча Президента РТ М.Ш. Шаймиева с лидерами кряшенских организаций

11 апреля состоялась встреча Президента Татарстана М.Ш.Шаймиева с лидерами и представителями общественных организаций кряшен Татарстана. На ней обсуждались актуальные вопросы жизни и деятельности этноконфессиональной общности кряшен, связанные с обустройством социальной жизни, государственной поддержкой этно-культурного возрождения, духовно-нравственного оздоровления и развития самоуправления.

В вступительном слове Президент М.Ш.Шаймиев подчеркнул, что на встречу собрались по обращению-просьбе лидеров и представителей кряшенских организаций республики и обоюдному желанию, так как в годы перестройки и демократизации общества возникают проблемы в разных сферах жизнедеятельности, к решению которых требуются новые подходы, а главное своевременный обмен мнениями, открытый диалог по всем волнующим вопросам и поиск согласованных решений.

Затем по вынесенным на встречу вопросам выступили лидеры Республиканского национально-культурного центра кряшен Татарстана А.Н.Шабалин, В.В.Абрамов, национально-культурного центра кряшен Заинского района П.И.Минеев, активисты Общественной организации народности кряшен г.Казани Т.Г.Дунаева, В.В.Иванов.

В процессе обмена мнениями было подчеркнуто стремление кряшенских общественных организаций вести работу в конструктивном русле, в рамках законов и морально-этических норм. Основными задачами кряшенских организаций были и остаются сохранение и развитие самобытной культуры, древних традиций кряшен, создание единого информационного поля между соплеменниками, проживающими как в Татарстане, так и за его пределами. К сожалению. В последние годы прибавились социально-бытовые, конфессиональные проблемы, нерешенность которых создает определенную напряженность в кряшенском обществе (А.Н.Шабалин).

С целью выяснить объективное положение и по просьбе ряда районных организаций было проведено небольшое социологическое исследование в местах компактного проживания кряшен Татарстана, Удмуртии и Башкортстана. Оказалось, что в селах соседних республик прожиточный уровень кряшен ниже чем в Татарстане, а социальная напряженность выше в Татарстане, что обусловлено дискриминационным фоном ряда выступлений в средствах массовой информации Республики Татарстан. Из 193 деревень компактного проживания кряшен обследовано 45 деревень в 4-х районах республики: Заинском, Тукаевском, Менделеевском, Нижнекамском. На каждое село составлена учетная карта, выявлена численность кряшенского населения, наличие культурно-досуговых центров, школ и др. К факторам негативного ряда относятся исчезновение кряшенских деревень. За последние годы в Елабужском районе не стало 9 кряшенских деревень, 2 на грани исчезновения, в некоторых кряшенских деревнях отсутствует газ, хотя соседние татарские деревни им снабжены, в прошлом году дрова завозили из Удмуртии, дороги и телефонная связь гораздо хуже чем в соседних татарских деревнях (В.В.Абрамов).

Представитель Заинского района П.И.Минеев подчеркнул, что кряшены проживают в 26 селах района, 13 из них чисто кряшенские. Кроме того, в районе еще 17 татарских деревень. Из 16 хозяйств, где проживают кряшены, только в двух руководители из кряшен, в остальных - или татары, или русские. В плачевном состоянии находятся или совсем отсутствуют Дома культуры даже в таких крупных кряшенских населенных пунктах, как Средний Багряж, Кабан-Бастрыка. На весь Заинский район имеется 2 церкви в Новом и Старом Заинске, где служба ведется на русском языке. В остальных 26-ти деревнях нет церквей, в том числе в крупных, как Савалеево. Для отправления своих религиозных нужд людям нужно ехать за 30-50 км в районный центр. Особенно болезненно кряшены принимают отсутствие церквей в связи с тем, что даже в небольших татарских деревнях в 30 дворов имеются мечети, а рядом в большой кряшенской деревне церковь отсутствует.

Оказалось, что в республике открыты всего 5 кряшенских храмов, 1 из них в г.Казани и 4 в районах.

В то же время, подчеркнул П.И.Минеев, глава администрации района в целом хорошо относится к кряшенам, непонимание наших нужд или просто пренебрежительное отношение к нам встречаем на следующих уровнях власти, например, в отделе народного образования.

Кряшены недоумевают также по поводу полного отсутствия каких-либо сведений о них в учебниках по истории Татарстана. Как все это объяснить школьникам, что ответить на их вопросы об их происхождении? - вопрошал П.И.Минеев.

В ходе обмена мнениями выявилось, что кряшены не ставят проблему создания кряшенских школ, как муссируют некоторые СМИ, вопрос состоит в выделении некоторого количества часов для объективного спокойного непревзятого изложения истории кряшен, факультативного изучения их обрядов и праздников, фольклора, декоративного искусства и т.д., снабжение этих факультативных курсов методическими пособиями. Слишком мало эфирного времени уделяется кряшенским передачам на татарском радио - всего 30 минут в месяц, т.е. по 1 минуте в день (В.В.Абрамов), на телевидении вовсе нет специальной передачи для кряшен (Н.Н.Шабалин).

Проблемы этнокультурного возрождения кряшен коснулась в своем выступлении Т.Г.Дунаева, профессор КГАКИ. Выделяя большую роль приобщения людей, особенно молодежи к лучшим образцам этнической культуры в нравственном воспитании, она выразила озабоченность по поводу возможного исчезновения нашего общего богатства - фольклорной культуры, декоративного искусства кряшен. Еще раз перечислила первоочередные задачи в сфере культуры, о которых уже известно республиканской общественности, об этом кряшены неоднократно говорили и писали в последние 10 лет.

Это - создание профессионального кряшенского фольклорного ансамбля. С этой целью нужно было бы набрать кряшенскую группу в Казанскую государственную академию культуры и искусств, выпускники которой могли бы стать ядром этого ансамбля. Такой опыт имеется в Краснодарском университете культуры и искусств, на базе выпускников этого вуза созданы 3 фольклорных ансамбля донских казаков. Такую практику можно было бы продолжать в Татарстане, обучая представителей других этнических групп татар-мишар, сибирских татар и др., которые в совокупности представили бы разноцветную палитру татарской культуры.

Заместитель Премьер-министра РТ З.Р.Валеева высказала мнение о возможности создания такого ансамбля на базе уже функционирующих самодеятельных коллективов.

Так как сегодняшние споры по истории кряшен ведутся 'на глазок', сведения берутся 'с потолка', необходимо создать структурное подразделение кряшеноведения в системе Академии наук Республики Татарстан, пока сторонники и противники дилеммы: связаны ли современные кряшены с древним православным населением Волжско-Камского края свои выводы строят на эмоциях, а не на доказательствах, так как вопрос не исследован (Т.Г.Дунаева).

Кряшенам нужна республиканская газета, где они могли бы обмениваться с сокровенными мыслями о себе, о народе, об истории, культуре, не задевая религиозные чувства татар-мусульман. В силу исторических обстоятельств, т.е. с тем, что потеря национальной государственности в генной памяти татар связана с внешними атрибутами христианской религии, которую исповедовали войска Ивана Грозного и эта память сохранила резко негативное отношение к этим атрибутам. Следовательно, нужна специальная газета для кряшен, она также могла бы распространяться среди кряшен Удмуртии, Башкортстана и других областей, где проживают кряшены.

При общей ситуации интенсивной передачи культовых сооружений народу: немцам - кирху, евреям - синагогу, возвращение здания Центральной кряшенской школы, вошедшего в реестр памятников культуры, для нужд общественных организаций кряшен не состоялось, оно продано коммерческим структурам и переделано. Как альтернативный вариант разговор переключился на здание, входящее в комплекс зданий кряшенского прихода, которое могло быть использовано наряду с другими функциями, как хранилище музейных ценностей кряшен (В.В.Абрамов).

Заведующий кафедрой философии и социологии КФЭИ, член-корреспондент АН РТ В.В.Иванов призвал кряшен более активно действовать на местах, более категорично ставить проблемы перед местными властями, что приведет и к более эффективному удовлетворению потребностей. Тому ярким примером служит им построенная (при поддержке главы администрации района) в его родном селе церковь, он также оказал большую консультативную помощь и отредактировал 2 капитальных труда М.С.Глухова, вышедших в последние годы.

В ходе обмена мнениями М.Ш.Шаймиев активно задавал уточняющие вопросы, высказывал свои суждения, показал глубокое понимание рассматриваемых проблем, несколькими штрихами увязывал их с общетатарстанскими и российскими проблемами.

В частности, аналогично тому, что многие российские газеты вышли с просьбой в руководящие органы РТ о выпуске приложений в республике, Президент указал как один из возможных путей решения - выпуск кряшенской газеты в виде приложения к газете с большим тиражом, хотя бы на первое время, не отказываясь от другого варианта - выпуска самостоятельной газеты для кряшен в будущем. Президент высказал свое устоявшееся мнение и по организации музейных экспонатов в будущем музее в здании бывшего юнкерского училища, где будут располагаться художественная галерея и экспонаты по этнографии народов Татарстана. Необходимо уже в созданный творческий коллектив включить представителей кряшен с тем, чтобы в этнографической части национальной галереи были выставлены лучшие образцы кряшенской этнокультуры. Это мы можем сделать и обязаны сделать, поскольку у нас есть этногруппа кряшен - сказал Президент. Выставка музейных экспонатов в республиканском центре, станет доступной для многих, их могут смотреть туристы и гости из всех концов республики, страны и из других стран.

По мнению М.Ш.Шаймиева избрание представителей кряшен в органы самоуправления в кряшенских деревнях и поселках должно решать и более активно само население на основе закона о самоуправлении.

Относительно количества храмов и мечетей он признал отсутствие равномерного соотношения их к числу населения и населенных пунктов. Обещал, что будет разговор с главами администрации по первоочередным задачам жизнеустройства кряшен.

В конце встречи возник вопрос о переписи населения. От имени делегатов Т.Г.Дунаева заявила, что кряшены хотят сохранить свое самоназвание и религию, прекращение политизированных обвинений в их адрес на страницах периодической печати. Она, как участница расширенного заседания Ученого Совета Института этнологии и антропологии 14.03.2002 не видит ничего противоречащего единству татарской нации в том, что кряшены будут иметь свой код в Перечне национальностей. Ведь, в этот список входят 800 этносов и этнических групп, проживающих в России. Среди них есть этнические группы численностью в 5 тыс., 3 тыс., даже 827 и 523 человека. Представители Госкомстата РФ неоднократно подчеркнули, что этими цифрами на местах вполне могут варьировать, т.е. приплюсовывать число населения этнической группы к большому этносу. К тому же в европейских странах очень широко практикуется при опросах населения положение о такой двойной идентичности. Судя по таблицам социологических опросов число идентичностей внутри французов превышает 8, в Испании - 4, в Англии - 3 и т.д.

Президент М.Ш.Шаймиев назначил ответственных для дополнительного изучения Положения о переписи населения и предложил вернуться к этому вопросу в ближайшее время. Он высказался также о своей центристской жизненной позиции в политике многонационального Татарстана, о своем желании открыто обсуждать любые: социальные, конфессиональные, этнокультурные проблемы и принимать согласованные решения. И дал соответствующим государственным и муниципальным органам и учреждениям конкретные поручения.

На встрече присутствовали также руководитель Аппарата Президента РТ Э.С.Губайдуллин, заместитель Председателя Государственного Совета РТ Р.М.Минуллин, государственный советник при Президенте РТ Р.С.Хакимов, заведующая отделом по связям с общественностью и межнациональным отношениям Аппарата Президента РТ И.В.Терентьева, директор Института языка, литературы и искусств АН РТ Н.Ш.Хисамов, председатель исполкома Всемирного конгресса татар И.Р.Тагиров, председатель производственного сельского кооператива 'Победа' Менделеевского района Г.П.Козлов, заместитель главы администрации Алексеевского района Н.П.Чурин, председатель Общественной организации народности кряшен г.Казани М.М.Семенова.


Т.Г. Дунаева
 

НАВЕРХ


© Сетевой этнокультурный проект kryashen.ru, 2002.
Создание и поддержка - НКЦ кряшен г.Казани и Республики Татарстан.
Идея - Александра Журавского. Дизайн - Ольги Святкиной.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на kryashen.ru обязательна.
Вопросы, предложения:
Замечания, отзывы: