Тихвинский приход в КазаниСетевой этнокультурный проект кряшенского народаПричастие
на главную о проекте ccылки форум rus kryash tat eng

Новости
Аналитика
Актуальные темы
СМИ о кряшенах
Современное положение кряшен
Духовная история и культура
Музыкальная культура и фольклор
Этнография
Перепись 2002
Правовой ликбез
Электронные конференции
Библиотека
Видеотека
Фонотека
Галереи
Радиопередачи
"Кряшен Сюзе"
Книжная лавка
Ссылки

Поиск по серверу

УСТАВ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ... Будущее храма Покрова Пресвятой Богородицы в с.Янцевары... В Татарстане убит кряшенский православный священник... Вести из мест компактного проживания кряшен....


02.11.2001

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КРЯШЕНСКОГО НАРОДА

(сделан В.В.Абрамовым на Республиканской конференции в Казани 13 октября 2001 года и с некоторыми изменениями на Круглом столе 2 ноября 2001 года в Москве)

Я признателен, что лидеры кряшенского движения через Межрегиональный Союз поручили именно мне сделать этот доклад. Это большая честь и огромная ответственность. То, что будет говориться в этом докладе лишь отчасти отражает мои собственные ощущения и мысли. Значительная часть тезисов - это плод коллективного осмысления современного положения кряшен и перспектив развития кряшенского этноса.

Сегодняшней конференции, которая носит предъсъездный характер, предшествовал ряд мероприятий, в том числе научная конференция, состоявшаяся 7 декабря 2000 года, материалы которой изданы и розданы вам, несколько отчетно-выборных республиканских и районных конференций и собраний. Работа была проведена огромная и легитимность настоящего собрания не подлежит сомнению. Сегодня у нас присутствует 80 делегатов, это 100%-ая явка избранных делегатов. Это первое такое мероприятие и мы ожидаем от него важных решений.

Сегодня кряшены находят в тяжелом положении и об этом, наверное, еще много будет сказано эмоциональных слов. Но я бы остерег всех нас от обличительного порыва, от легкого пути искать виновника всех наших бед где-то на стороне, в человеке другой национальности или другой веры. Мы не можем, не имеем права бросить камень в наших тюркских братьев или в наших братьев по вере - русских. У них свои проблемы, которые им необходимо решать. И, надо сказать, что и татары и русские, радеющие о своем языке, культуре, традициях, вере подают нам прекрасный пример самоотверженного служения своему народу. Мы должны этому учиться. И мы начинаем этот трудный путь к собственному самоопределению. Возможно, этот путь не будет лишен ошибок. На ошибках учатся. Нам только надо избежать двух зол - национализма и самоизоляционизма. В противном случае мы можем оказаться в цивилизационном тупике. Нам этого не надо. Ведь кряшены - это важнейшее ключевое звено цепи межцивилизационного общения между двумя великими этносами - русским и татарским. Кряшены - волей Бога - имеют тюркскую кровь, что делает нас братьями татар, и православную веру, что делает нас близкими русским. Как знать, возможно, именно благодаря кряшенскому народу, своеобразному цивилизационному буферу так быстро и относительно безболезненно наладились отношения между татарским и русским народами. Мы надеемся, что и русский и татарский народы поймут нас, оценят нашу историческую миссию и не осудят нас за то, что мы стремимся к самоопределению.

Я сразу хочу отметить, что не буду говорить о том, почему мы считаем, что кряшены - этот отдельный народ. Это вопрос для нас, кряшен, давно решенный. Тем более, что мы будем говорить не о каком-то новом статусе, а о восстановлении исторической справедливости, т.е. о возвращении прежней уже бывшей у нашего народа самостоятельности, насильственно отнятой у нас в сталинскую эпоху. Кроме того, здесь не научная конференция и я не буду говорить об этногенезе кряшен, истории и т.д. Не буду взывать к научным авторитетам и дискутировать с научными оппонентами. Я, по поручению моих коллег, буду говорить о насущных проблемах и перспективах развития кряшенского народа, буду говорить о том, о чем давно говорят кряшены в кулуарах, но о чем долго не говорили, опасаясь кого-то обидеть или быть не понятыми. Мы счастливы, что сегодня демократическая многонациональная Россия и многонациональный Татарстан готовы услышать голос кряшен и, как мы надеемся, понять кряшен и помочь им. Ведь у нас общая родина и мы такие же коренные жители этой земли, как и другие народы.

Я заранее прошу прощения у участников Конференции, что часто буду говорить о проблемах именно кряшен Татарстана, а не кряшен вообще. Во-первых, в Татарстане проживает большая часть кряшен - около 200 тысяч из 320 тысяч кряшен, во-вторых, наши братья-кряшены из Удмуртии сами расскажут о положении дел в своем регионе.

Положение кряшенского этноса в настоящее время, в целом, следует признать безотрадным. Городские кряшены поставлены перед необходимостью ассимилироваться с другими этносами, в среде сельских кряшен царит массовая безработица. В местах компактного проживания кряшен местная администрация часто не отражает интересы кряшенского большинства, не занимается проблемами кряшен. Имеют место и случаи открытой дискриминации кряшен, когда игнорируются обращения и просьбы, касающиеся работы, образования, культуры, социальных вопросов, духовного просвещения.

Нам, как законопослушным гражданам Татарстана и России, очень прискорбно об этом говорить, но несмотря на неоднократные обращения кряшенской интеллигенции и лидеров кряшенского национального движения к общественным и государственным структурам, ничего не было предпринято для решения многочисленных проблем кряшенского этноса. В республике не нашлось средств ни на финансирование кряшенского фольклорного коллектива, ни на поддержку издания кряшенской газеты ?Керешен сузе?, ни на строительство хотя бы одного кряшенского храма.

Когда нам говорят, что мы должны быть вместе с татарами мы спрашиваем, а почему нам, как ?татарам?, не выделяются деньги на издание книг, на развитие своего языка, культуры, на строительство храмов? Вот братьям-татарам построено более 1000 мечетей, а нам ничего. Разве это справедливо? Получается, что у татар 1 мечеть на 1500 человек, а у нас 1 храм на 50 тысяч человек. Может быть кряшены не обращались с просьбами? Обращались. В одном кряшенском селе построили мечеть, но отказали сельчанам в простой просьбе построить часовню, даже не храм, а всего лишь часовню! Это разве справедливо?

Ничего не сделано и для объективного изучения истории и этногенеза кряшен. Полностью проигнорированы законные и неоднократные обращения кряшенских организаций к городским (казанским) и республиканским властям о передаче здания Центральной крещенно-татарской школы напротив Арского кладбища г.Казани. Более того, это историческое здание было продано коммерческой организации. И это несмотря на то, что здание являлось памятником истории и культуры республиканского значения. В настоящее время здание, вопреки всем правовым актам, перестроено и изменено до неузнаваемости. А ведь это здание представляет для всех российских кряшен драгоценную святыню и неразрывно связанно в исторической памяти кряшенского народа с временем благополучного развития кряшенского этноса и с именами великих кряшенских просветителей. Не менее дискриминационно положение кряшен и в области предоставления им возможностей в СМИ. Эфирное телевизионное время и радиоэфир для кряшенских передач непропорционально и ничтожно малы.

Одновременно в республиканских средствах массовой информации неоднократно публиковались и демонстрировались материалы оскорбительного для кряшен характера. Провокационные высказывания в адрес кряшен допускались многими журналистами, общественными деятелями, что создавало у кряшен комплекс собственной неполноценности, а также чувство горечи за то, что являясь законопослушными и мирными гражданами России и Татарстана, кряшены оказываются бесправны и ущемляемы на собственной исторической родине.

Те, кто выступает с провокационной ролью, возможно, сами не понимают, что они занимаются разжиганием межнациональной вражды. Но если такие провокационные публикации будут продолжаться, мы будем вынуждены обращаться в суд, в соответствующие инстанции с требованием лишить подобные средства массовой информации лицензии. И, уверяю вас, добьемся этого. Мы живем в правовом государстве. Более того, разве не понимают эти люди, что они подрывают имидж Татарстана? А может быть это сознательная работа по дискредитации нашей общей родины, нашей Республики и руководства нашей Республики? Надо задуматься над этим. Публикации против кряшен - это работа на врагов Татарстана, на врагов президента, это взрыв межнационального спокойствия. Против кряшен могут выступать либо националисты, либо политиканы.

Как, например, можно сегодня оценить призывы, обращенные к кряшенам со стороны некоторых журналистов и деятелей татарской общественности о необходимости кряшенам перейти в ислам. Что это глупость или провокация? Что мы такого сделали нашим братьям татарам? Разве мы призываем их перейти в христианство? Как бы татары оценили такой призыв? Разве мы не жили столько веков добрыми соседями, чтобы сегодня поддаваться на такие провокационные статьи и призывы?

А ведь на бытовом уровне у нас с татарами, русскими, башкирами, удмуртами, чувашами - прекрасные отношения, которые складывались на протяжении многих веков мирного сосуществования. Нам известно, что большинство простых татар и русских сочувственно относятся к тяжелому положению кряшен, не имеющих ни собственных школ, ни собственной правдивой истории. Многие русские и татары с пониманием встречают стремление кряшен вернуть себе статус самостоятельного народа, тот статус, которого кряшены насильственно были лишены в годы сталинской национальной политики. Ведь татары и сами еще недавно боролись за права суверенного народа, писали о проблемах татарского языка, культуры и т.д. Хочется особо отметить, что в последнее время наши устремления к самоопределению находят обоснования в среде научной общественности, подтверждающей своими исследованиями самобытность кряшенского этноса, а также находят сочувствие среди некоторых общественных и государственных структур.

Оренбуржцы в своей телеграмме, обращенной к Конференции, призвали обратить внимание на вопрос о переписи населения 2002 года. Да, мы все ждем этой переписи, поскольку именно она покажет настоящую численность кряшен. Мы готовимся к этой переписи ответственно. При переписи 1920-х гг. кряшен было 101 тыс. человек, сегодня, по приблизительным оценкам, 320 тысяч. Мы надеемся, что перепись подтвердит справедливость этой оценки.

Очень важный вопрос о национально-культурной автономии и самоопределении кряшен. Мы обсуждали этот вопрос с руководителями республиканских и районных организаций кряшен. Сегодня очевидно, что только самоопределение, самостоятельный путь и самостоятельная ответственность способны вывести кряшен из состояния национальной депрессии. Формы этого самоопределения, его содержательная часть - об этом мы будем говорить на Съезде кряшен, да и до этого съезда обсуждать с заинтересованными лицами и организациями.

У нас есть разные возможности для реализации статуса самостоятельного народа, их необходимо обсуждать и обдумывать.

В соответствие с российским законодательством уже сейчас мы можем работать по созданию национально-культурной автономии, на это кряшены имеют полное право в соответствие с ?Концепцией государственной национальной политики Российской Федерации? (утверждена 15 июня 1996 г.) и Федеральным Законом ?О национально-культурной автономии? (принятым Государственной Думой РФ 22 мая 1996 года, одобрена Советом Федерации РФ 5 июня 1996 г.).

Однако сегодня очевидно, что возможности Национально-культурных автономий не полностью соответствуют чаяниям кряшенского народа. Необходимо говорить о местном самоуправлении кряшен, об участии кряшен в государственном управлении, особенно на территориях, где компактно проживает кряшенское население, наконец, следует добиваться представительства кряшен в законодательных собраниях республик Татарстан, Башкортостан, Удмуртии, т.е. в тех субъектах РФ, где имеются компактные проживания кряшен. В этих вопросах у руководства разных республиканских организаций кряшен - единое консолидированное мнение. Более того, в Башкортостане и Удмуртии кряшены имеют своих представителей во властных структурах в лице депутатов-кряшен из мест компактного проживания кряшен.

Проблемы языка. Особое беспокойство сегодня вызывает положение с кряшенским языком. Он материнский по отношению к татарскому. Татарские филологи называют кряшенский язык диалектом, но для нас - это наш родной кряшенский язык. Причем, язык, сохраняющийся в чистоте преимущественно на бытовом уровне и в основном в сельской местности, в местах компактного проживания кряшен. Сегодня необходимы срочные меры по сохранению и развитию кряшенского языка.

Согласно ?Декларации о языках народов России? (от 25 октября 1991 г.) кряшенам должно быть предоставлено право на ?равные возможности для сохранения, изучения и развития? собственного языка. В той же Декларации утверждается, что особое внимание государство должно проявлять к народам, ?не имеющим своих национально-государственных и национально-территориальных образований?. В этом отношении кряшены имеют законное право на государственное содействие в развитии, изучении и сохранении собственных языковых традиций.

В связи с широко дискутируемым в обществе предстоящим переходом татарского народа на латиницу кряшены Татарстана и других регионов пришли после обсуждения к следующему мнению: единственно возможной для нормального функционирования и развития кряшенского языка сами кряшены признают только кириллицу, как традиционную и наиболее соответствующую культурным и вероисповедным особенностям кряшенского этноса. Вместе с тем, вопрос об использовании дореволюционной или современной орфографии кряшенского языка требует дальнейшего изучения. На данном этапе следует признать, что кряшенский язык в дореволюционной орфографии является прежде всего богослужебным, литургическим языком. В то же время, именно богослужебная литература в дореволюционной орфографии способствовала сохранению в советское время национального и религиозного самосознания кряшен. Авторитет дореволюционного кряшенского алфавита, разработанного Н.И. Ильминским и о.Василием Тимофеевым, чрезвычайно высок и имеет важное культурное и историческое значение.

Вместе с тем, большая часть кряшен, обучавшаяся в татарских и русских школах, привыкла к современному татарскому алфавиту. Это также следует учитывать в выработке стратегии развития кряшенского языка. Необходим научный филологический анализ, осмысленный и серьезный подход к проблеме кряшенского языка. Следует поставить и решить задачу по выработке государственной программы исследования, сохранения и развития кряшенского языка. В рамках этой программы должны быть выработаны эффективные меры по исследованию филологических и фонетических особенностей кряшенского языка, по разработке и научному изданию кряшенского словаря. Должны быть осуществлены филологические экспедиции в места компактного проживания кряшен для фиксации особенностей различных кряшенских диалектов и пополнения кряшенского словаря. Наконец, кряшенской интеллигенцией, духовенством и филологами на соответствующих научных форумах, конференциях и круглых столах должна быть обсуждена проблема кряшенской орфографии и принято консолидированное решение по этому вопросу. Вся эта работа должна быть проведена в ближайшее время, с тем, чтобы затем приступить к изданию учебной и методической литературы по кряшенскому языку для средних школ и вузов.

Образование - еще одна острая проблема. Всем известно, что у нас нет кряшенских школ, нет кряшенского вузовского и педагогического образования. Между тем, в соответствии с Законом РФ ?Об образовании? (от 10 июля 1992 г.), кряшены имеют право на ?получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в рамках возможностей, предоставляемых системой образования?. Право кряшен на получение образования на родном языке должно быть обеспечено (как это зафиксировано в Законе) путем ?создания необходимого числа соответствующих образовательных учреждений, классов, групп, а также условий для их функционирования?.

Таким образом, первоочередной задачей развития кряшенского этноса в области образования является создание кряшенских школ в местах компактного проживания кряшен, где преподавание велось бы на кряшенском языке с введением в учебные планы национально-культурной компоненты.

Важнейшей задачей является воссоздание Центральной кряшенской школы, которая могла бы стать методическим и интеллектуальным центром в области развития кряшенского образования. Поскольку историческое здание Центральной крещенно-татарской школы было продано коммерческой организации, необходимо добиваться возвращения кряшенам здания, находящегося близ Тихвинской церкви г.Казани и являвшегося прежде церковным причтовым домом. После возвращения здания необходимо создать в этом здании Центральную кряшенскую школу, которая имела бы государственное финансирование.

Необходимо открытие кряшенских школ и в местах компактного проживания кряшен. Следует добиваться принятия государственной программы по развитию кряшенского образования и сети кряшенских школ, что соответствует ст.12 Закона РФ ?О национально-культурной автономии?. В перспективе следует создать единую систему кряшенского воспитания и образования от детского дошкольного воспитания до вузовского образования. Реализация этой программы стала бы лучшим свидетельством, что в отношении кряшен изменилась прежде дискриминационная политика.

Религия и духовное просвещение.

Роль религиозного фактора в истории и этногенезе кряшен невозможно преувеличить. Одна из версий происхождения этнонима кряшены - это религиозная история кряшен. Отец Павел, наверное, расскажет нам о том, что кряшены имели до революции в религиозном отношении. Я отмечу только, что необходима катехизация кряшен, необходимо строительство храмов, причем мы должны найти здесь взаимопонимание с местной администрацией, с государственной властью, которая должна пойти на встречу законным требованиям коренного населения. Особый вопрос, который стоит перед кряшенским обществом - это забота по подготовке кряшенских священнослужителей. Здесь мы надеемся на содействие Русской Православной Церкви, помощь со стороны Набережно-Челнинского филиала Московского Свято-Тихоновского богословского института. Конечно, мы надеемся на понимание со стороны священноначалия Казанской епархии - владыки Анастасия.

Кряшенские средства массовой информации

Многочисленные публикации в местных СМИ, допускающие высказывания оскорбительного характера по отношению к кряшенам, заставляют задуматься о необходимости более активной позиции кряшен в области сотрудничества с имеющимися СМИ и в области создания собственных СМИ.

В государственных СМИ кряшенам должны быть предоставлены возможности для создания передач, посвященных истории и культуре кряшенского этноса. Следует добиваться создание на государственном телеканале Татарстана постоянной кряшенской телепередачи с регулярностью не менее 1 раз в неделю и продолжительностью не менее 20 минут. При этом имеет смысл требовать создание кряшенской редакции на государственном телеканала. Аналогична должна быть ситуация и на государственном радиоканале: создание кряшенской редакции и постоянно действующих радиопрограмм.

Газета ?Керешен сузе? является (по общему признанию) в полиграфическом отношении и по качеству журналистских материалов одной из лучших нерусскоязычных газет в Республике Татарстан. Тем не менее, многие годы кряшенская газета издается на средства самих кряшен. Должны быть изысканы государственные инвестиции, как это происходит, например, с многочисленными татарскими изданиями. Кроме того, следует признать необходимым издание ?Керешен сузе? как на кряшенском и татарском, так и на русском языках, следует увеличить тираж, периодичность этого издания, сделать его действительно общекряшенской газетой.

На современном этапе развития гражданского общества важнейшим ресурсом становятся информационные интернет-издания. Для развития кряшенского этноса важна общественная открытость и готовность работать с новыми гуманитарными пространствами. Отсюда наше стремление создать мощный кряшенский интернет-сервер kryashen.ru, на котором были бы размещены новости кряшенского сообщества, материалы по истории, этногенезу, музыкальной и художественной культуре, языку, литературе, этнографии кряшен и т.д. Такой интернет-ресурс необходимо сделать полифункциональным и многоязычным (на кряшенском, русском и английском языке). Работа по этому направлению уже ведется. Казанским кряшенским обществом выигран грант на создание сервера.

Кряшенская интеллигенция и кряшенская молодежь

Кряшенская интеллигенция возникла в конце XIX века, благодаря христианской просветительской деятельности Н.И.Ильминского и священника-кряшена Василия Тимофеева. В формировании кряшенской интеллигенции важнейшую роль сыграли Центральная крещено-татарская школа и Казанская учительская семинария. Сегодня роль кряшенской интеллигенции настолько высока, что можно и нужно говорить даже не о роли, а о миссии кряшенской интеллигенции. Ведь именно ей придется восстанавливать кряшенские школы, готовить новые педагогические кадры, изучать историю своего народа, этнографию и т.д. Особая миссия у сельской интеллигенции, она ближе в корням, ближе к источникам народного языка, традиций, культуры. Поэтому мы ждем от сельской интеллигенции включения в общую работу.

Наши силы малы, но нас укрепляет наша вера. Наша интеллигенция очень долго пребывала в беспечности или занималась пустыми жалобами на судьбу и угнетение со стороны других народов. Это время прошло. Нам надо признаться, что мы сами во всем виноваты. И только мы сами можем исправить ситуацию. Уверенности нам придает то, что растет прекрасная молодежь - горячая, смелая, жертвенная, любящая свой народ, готовая к кропотливой работе над воссозданием кряшенской культуры. Сегодня мы этих ребят еще увидим и услышим.

Наша интеллигенция обязана помочь молодежи. Мы обязаны воспитать своих молодых ученых, педагогов. Необходимо добиться открытия кафедры кряшенского языка, истории и этнографии при одном из татарстанских вузов, причем к исследованиям кряшенской истории, языка, литературы и этнографии должна быть привлечена кряшенская молодежь. Важнейшей задачей является подготовка молодых аспирантов и ученых из числа кряшен, чья научная специализации находилась бы в контексте кряшенской научной проблематики.

Решение проблем сельской молодежи v также должна быть приоритетной задачей национального кряшенского движения. Необходимо организовать новые рабочие места и сформировать социальную инфраструктуру в местах компактного проживания кряшен, обращая внимание, прежде всего, на проблемы молодежи. Это позволит снять напряженность, связанную с безработицей и молодежным суицидом в кряшенской местности. Одновременно сельскую кряшенскую молодежь необходимо приобщать к новым компьютерным и интернет-технологиям, следует подумать о дистанционном образовании. Но это уже отдаленная перспектива.

Работа с государственной властью

Отдельная и очень важная и даже первостепенная задача - это работа с органами государственной власти. Мы должны найти общий язык, должны вместе работать на благо Татарстана и России. Надо работать с местной администрацией, кряшены должны иметь представительство в органах государственной власти, в т.ч. в законодательных собраниях.

Вот кратко те вопросы, о которых меня просили говорить. Это, одновременно, те проблемы, которые должны найти свое отражение в Концепции сохранения и развития кряшенского народа. В той Концепции, которая должна быть разработана и принята на ожидаемом Съезде кряшен.

В конце своего доклада я хотел бы сказать особое спасибо тем татарам и русским, которые нас понимают, которые нас поддерживают. Мы им признательны, мы не забываем их в наших молитвах. Мы рады всем, кто с открытой душой готов вместе с нами работать на общее благо нашей общей родины России и Татарстана. Мы открыты к сотрудничеству со всеми позитивными общественными силами, с государственной властью, с местной администрацией. И такой положительный опыт уже имеется. Некоторые главы администрации идут нам навстречу, спасибо им за это.

Начиная самостоятельный путь, мы чувствуем общую политическую ответственность за будущее России и Татарстана. Мы не должны допустить политической безответственности интриганов и политиканов. Мы не должны допустить того, чтобы тяжелое, но, верю, исправимое, положение кряшен стало разменной монетой чьих-то политических спекуляций и инсинуаций.

Мы никому не желаем зла и надеемся, что столь же чисты сердца наших татарских и русских братьев. Нам некуда бежать, наша родина, могилы наших отцов, наши святыни - все, что нам дорого и свято - находится здесь, на этой земле. И мы готовы, так же как и наши прадеды, вместе с тюркскими братьями - татарами и нашими единоверными братьями - русскими, мирно жить, вместе работать на этой земле, растить детей, для которых, я верю, все мы, не зависимо от веры и национальности, желаем только мира и счастливого будущего.


Абрамов В.В.
 

НАВЕРХ


© Сетевой этнокультурный проект kryashen.ru, 2002.
Создание и поддержка - НКЦ кряшен г.Казани и Республики Татарстан.
Идея - Александра Журавского. Дизайн - Ольги Святкиной.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на kryashen.ru обязательна.
Вопросы, предложения:
Замечания, отзывы: