КТО СПАСЕТ ИСЧЕЗАЮЩИЕ ЦЕННОСТИ, ИЛИ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КРЯШЕН Большинство тюркских народов в определенные исторические эпохи выбрали и восприняли различные варианты таких мировых конфессий, как буддизм, иудаизм, христианство или ислам. Это положение не обошло стороной и тюркские провинции Волго-Камского региона. Здесь доминирующим было влияние исламской цивилизации. При этом имелись и отдельные общины христиан. Некоторые этнические группы тюрков Волго-Камья до начала XX века сохраняли относительно цельные традиции доре-лигиозной системы верования, с верой в культ киреметей. С IX-X веков значительная часть населения булгарского общества стала исповедовать ислам. Постепенно, к рубежу нового времени, бул-гарское мусульманское общество региона трансформировалось в татарскую нацию. В средневековый период истории Булгара, Золотой Орды, Казанского ханства, население региона несло в себе ощутимое влияние христианства, христианской культуры. После присоединения Вол-го-Камского региона к России сложились исторические условия, при коюрых-чэст' ~булт'эрокого .нагеле--, ния, говорившая на диалектах чувашского языка, а также часть населения, говорившая на булгаро-кипчакском диалекте, образовали два этнокультурных сообщества православных христиан-тюрков. Основные признаки этнической культуры этих двух христианских сообществ получили свое оформление в глубинах истории Волго-Камского региона. История формирования этнической, а также конфессиональной культуры этих сообществ интересна и привлекает к себе внимание специалистов различных направлений в науке. Историческая судьба этнического сообщества чувашей-христиан привела их к созданию народности, которая на сегодня имеет правовой статус государствообразующего народа. Несколько другой оказалась судьба другой христианской общины, говорящей на булгаро-кипчак-ском языке. Этот материал посвящен культуре и жизненным интересам этой общины, самоназвание которой - кряшены. Самоназвание представителей этноконфессионального сообщества кряшен первоначально представляло собой только конфессио-ним, ибо кряшен в понимании народа всегда было синонимично понятию христианин. Этот конфес-сионим впоследствии вобрал в себя и свойства, содержание, характерные для понятия этноним, ибо кряшенское конфессиональное сообщество выработало в себе особый комплекс этнической светской культуры. Поэтому понятие <Щкряшен> стало иметь два уровня своего содержания. Происхождение этого самоназвания однозначно связывается с понятием крещеный, которое происходит из русского языка. В традициях русской истории и языковой культуры представителей многих тюркоязычных народов до начала XX века было принято называть общим термином татары. Отсюда естественно выводится, что христианские этнические группы народов Волго-Камья по русской традиции издавна называли крещеными татарами. Сами крещеные татары с названием крещеные татары никогда не соглашались, ибо для них понятие татар синонимично понятию мусульманин. Поэтому в их понимании это звучало как нонсенс - христианские мусульмане, с чем кряшены, исходя из своих традиционных суждений, не согласны'. Официально, нормативы татарского литературного языка, сформированные в новое время, понятие татар не связывают его с конфессиональным содержанием, оно означает лишь понятие народ, этнические сообщество, нацию. Исходя из этого, в современной татарской этнологии кряшенскую группу принято называть татары-кряшены или керэшен татарлары, как этноконфессиональное, этнографическое подразделение татарского национального сообщества. Таким образом, до сего времени в народе существует практика различного толкования понятий татар и кряшен. Одни трактуют их как конфессионим, а другие как этноним. Это до сего времени приводит к недоразумениям. Кряшены или татары-кряшены, как их принято называть в научных и официальных источниках, имеют значительный потенциал традиционной культуры, основа которой генетически связана с древней этнической культурой народов Волго-Камского этнокультурного региона. Современная культура кряшен продолжает сохранять в себе многие уникальные, коренные свойства искусства, характерные для древней эпохи до-мусульманского и дохристианского слоя тюркско-булгарской цивилизации, которые уже слабо проявляются в культуре мусульманской общины татар. Этим особо ценна культура кряшен. На сегодняшний день актуальными являются вопросы, которые касаются экологии этнокультурной системы народов нашего региона, нашей республики. Это относится и к тюрко-татарскому сообществу, которое имеет две конфессиональные общины. Мусульманская община составляет большинство населения. Христианская община представлена населением, которое проживает в более чем 300 селениях. Поддержка равновесия этнокультурных систем народов Волго-Кам-ского края в современную эпоху является достаточно сложной задачей. Ее решение требует от общества осознанности имеющейся и серьезных, волевых усилий по его сохранению. Остро встает проблема создания условий для сохранения живых и уникальных традиций языка, культуры, искусства и духовной культуры и в христианской общине кряшен. Эти традиции являются общим культурным достоянием народов всего Волго-Камского региона, России и всего мирового сообщества. Постановка проблем этнокультурной экологии имеет прямое отношение к необходимости разработки механизма для выживания традиционной культуры кряшен в современную эпоху. Для решения вопросов по сохранению этой культуры нужен комплексный подход, ибо отдельные целевые усилия реальных результатов могут и не дать. Для этого необходимо разработать общую стратегию развития материальной и духовной культуры кряшенско-го этноконфессионального сообщества, выработать определенные правовые нормативы и юридический статус кряшен, кряшенской культуры, которые работали бы в общереспубликанском и общероссийском правовом пространстве. Григорий МАКАРОВ, старший научнй сотрудник ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова Академии наук Татарстана