Тихвинский приход в КазаниСетевой этнокультурный проект кряшенского народаПричастие
на главную о проекте ccылки форум rus kryash tat eng

Новости
Аналитика
Актуальные темы
СМИ о кряшенах
Современное положение кряшен
Духовная история и культура
Музыкальная культура и фольклор
Этнография
Перепись 2002
Правовой ликбез
Электронные конференции
Библиотека
Видеотека
Фонотека
Галереи
Радиопередачи
"Кряшен Сюзе"
Книжная лавка
Ссылки

Поиск по серверу

Нагайбаки

Макаров Г.М.

Судьба этнической подгруппы кряшен, которая долгое время находилась в казачьем сословии и известна под названием нагайбаки сложилась при постоянно изменяющихся условиях исторического, социального, конфессионального развития России. Нагайбакское население проживает ныне в полутора десятках селений, расположенных в предгорных и степных районах Южного Урала (Челябинская область). Оно до сего времени хранит память о своем историческом прошлом. Изложим вкратце суть этих исторических преданий, ибо это знакомство может дать ключ к пониманию многих сторон своеобразия традиционного искусства этой этнографической группы.

Спустя почти столетие после событий 1552 года и покорения Казани Иваном Грозным предки нагайбаков еще продолжали жить в Заказанье (Дубъязский, Арский, Балтасинский, Сабинский районы). Нагайбаки бережно хранят оставшиеся в памяти названия этих деревень. Например, Кили (Килеево), Балыклы, Курса (Курчеево), находящиеся ныне в составе Арского и Балтасинского районов Татарстана. По мнению ученых-диалектологов именно от времени проживания нагайбаков в Заказанье они до сего времени сохраняют в своих говорах черты фонетики, характерные для татар-кряшен и татар-мусульман зеленодольско-мешинского ареала татарского языка, с явными признаками ногайского языка.

В народных праздниках, фольклорных персонажах нагайбаков Южного Урала зафиксировано присутствие элементов ногайской культуры Приазовского региона. Например, 'ряженый', а также 'свадебный шут' нагайбаков в частности, называется 'пипарат'. Этимология этого термина не расшифровывается с позиций тюркского языка. Этот термин совершенно конкретно связывается с названиями действа и обрядами ряженых и обливания друг друга водой у гагаузов, приазовских ногайцев, возникшие у них под влиянием культурных связей с соседними романскими народами, в частности с молдавско-румынским праздником 'папаруда'. Такое совпадение названий 'пипарат' у нагайбаков и 'папаруда' у молдаван объяснимо и с позиций истории сложения татарского этноса Заказанья. Широко известно, что хан Улуг Мухаммед в XIV веке переселил желающих жителей Приазовья, в том числе и жителей из города Килия, в пустовавшие в это время земли Заказанья. После миграции части ногайцев в Среднее Поволжье они со временем смешались с местным населением, но общетюркские, особенно ногайские, а также огузские элементы в культуре казанских татар еще более усилились.

О последующем переселении части татар Заказанья в земли по рекам Ик и Сюнь пишет нагайбакская дореволюционная исследовательница Е.А.Бектеева. Она опиралась на сохранившиеся у казаков-нагайбаков исторические материалы: 'Казань взята царем Иоаном Васильевичем Грозным 1 ого Октября 1552 года, тогда и ногаи окрестились, записались в подушный оклад и переселились на свободные башкирские земли... в числе крестившихся нагайбаков были и татарские мурзы'. По историческим документам, новообращенное в христианство население Заказанья стало переселяться в 1736 году по указу императрицы Анны Иоановны. Их было велено определить в службу казацкую по Мензелинскому и по строящимся новым городам в вершинах реки Ик, между крепостями Уфы, Мензелинска и ясак с них снять.

Начиная с 1842 года нагайбаки были переселены на Южный Урал, где они живут по сей день. Это Нагайбакский и Чебаркульский районы Челябинской области.

Сложная историческая судьба культуры нагайбаков привела к появлению в их искусстве нескольких историко-стилевых пластов.



Древняя и средневековая этническая культура.

Этот пласт искусства достался в наследство нагайбакам от их тюркских предков, т.е. кипчаков, булгар, ногайцев, татар Казанского ханства; от части тюркизированных финноугорских народов Прикамья; от результатов культурного взаимообмена с искусством таких тюркских народов как северо-западные башкиры (в XVIII в.), казахи Южного Урала (XIX в).



Казачья культура.

Этот пласт искусства нового времени, сложился у нагайбаков под влиянием вокального и инструментального искусства уральского и оренбургского казачества (в XVIII - XIX вв.).

Необходимо обозначить и об особенностях взаимоотношений между нагайбакским и общетатарским традиционным искусством в новое и новейшее время.



Новое время (ХХ век).

Основные параметры музыкального стиля общетатарского национального музыкального творчества нового времени сформировались в эпоху сложения татарского этноса как нации, когда нарушились многие особенности местных локальных (диалектных) традиций и они заменялись общеупотребительными нормами новотатарской лирики и характерной для нее музыкально-интонационной и вокально-стилевой лексики. У татар-нагайбаков Южного Урала, отсутствовал необходимый уровень коммуникационных связей с общетатарским массивом на уровнях: экономики, сети внутринациональных общеобразовательных учреждений, культуры и искусства, а также общеконфессиональных интересов. В результате этого нагайбакская культура не смогла войти в оборот исторического процесса обновления, перехода на новый уровень в развитии общенациональной культуры татарского народа, происходившего от середины XIX века.



Новейшее время.

В настоящее время становится весьма актуальным включение материалов традиционного искусства нагайбаков, как и других этнических групп, в оборот развития общетатарской культуры. Это необходимо сделать из конкретных целей и задач, стоящих на повестке по популяризации духовного наследия, ранее не задействованного в культуре, а также и удовлетворение культурных потребностей татарского общества в расширении рамок имеющегося культурного потенциала народа. С одной стороны, это обогатит, обновит современную общемузыкальную палитру традиционного национального искусства, а с другой стороны, это может создать предпосылки для интеграции нагайбакского населения, как и представителей остальных этнических групп народа в общетатарское культурно-информационное пространство.

 

НАВЕРХ


© Сетевой этнокультурный проект kryashen.ru, 2002.
Создание и поддержка - НКЦ кряшен г.Казани и Республики Татарстан.
Идея - Александра Журавского. Дизайн - Ольги Святкиной.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на kryashen.ru обязательна.
Вопросы, предложения:
Замечания, отзывы: