Тихвинский приход в КазаниСетевой этнокультурный проект кряшенского народаПричастие
на главную о проекте ccылки форум rus kryash tat eng

Новости
Аналитика
Актуальные темы
СМИ о кряшенах
Современное положение кряшен
Духовная история и культура
Музыкальная культура и фольклор
Этнография
Перепись 2002
Правовой ликбез
Электронные конференции
Библиотека
Видеотека
Фонотека
Галереи
Радиопередачи
"Кряшен Сюзе"
Книжная лавка
Ссылки

Поиск по серверу

В прошлом номере газеты мы уже сообщали о научно-практической конференции "Жизнь, быт и обычаи кряшен Удмуртии", которая состоялась 17 марта 2001 года в селе Новогорское Граховского района республики Удмуртия, где обсуждались вопросы возрождения, консолидации кряшен Удмуртии, в результате проведен-ных исследований кряшен Удмуртским Институтом истории, языка и литературы Уральского отделения РАН, проблемы национального развития и межнациональ-ного сотрудничества. Сегодня читателям предлагаем резолюцию конфренции и выступление на нем Кузьмы Ивановича Куликова - профессора, доктора истори-ческих наук, директора Удмуртского Института истории, языка и литературы

МЫ ЖИВЕМ В МНОГОЭТНИЧЕСКОЙ СЕМЬЕ

(О кряшенях другие народы)

Я очень рад тому, что наш институт еще три года тому назад вместе с ваши-ми активистами начал работу над решением юридических вопросов станов-ления кряшен и их этнической мобилизации. В конечном итоге это все родилось, а дальше необходимо доказать, что этот народ юридически сущес-твует. К сожалению, без научных поисков и показа результатов исследова-ний, ни одна юридическая инстанция не может признавать существование какого-либо народа. В прошлом году мы провели исследование кряшен Граховского района, и действительно был сделан вывод, что кряшены существуют, что у них есть этническое самосознание, и они достойны того, чтобы отдельной графой утвердить их при проведении юридического акта. Человек, родившийся на свет от того или другого народа, проявляет себя прежде всего как социальное существо в своем языке, своих обычаях, тра-дициях. И если человек лишается возможностей приобрести свою собс-твенную культуру, теряет свой язык, он ассимилируется и переходит в другую нацию. Но если мы хотим построить правовое государство, и если мы действительно говорим, что Россия - это семья многих народов (а это так и есть), то мы юридически должны учитывать желание каждого.

Какова же численность кряшен Граховского района? По прошлой переписи 1989 года, кряшен в Граховском районе насчитывалось около 6%. Это и немного, но в то же время и немало. Я сейчас опасаюсь говорить о достоверной численности сегодняшнего дня, это покажет перепись 2002 года, когда вы будете уже отдельной строкой при переписи, и конечно же, будете ставить свою национальную принадлежность в зависимости от того, желаете или не желаете быть кряшенами, или татарами, или удмуртами.

Каково положение кряшен Граховского района? Конечно, живя в много-этнической семье, они мало чем могут отличаться по своему социальному положению, ибо вся наша страна, благодаря разрушительным действиям прошлых лет, так называемых демократических реформ, переживает колоссальный кризис и он очень сильно отразился на социально-экономи-ческом положении Граховсого района, который находится на одном из последних мест в Удмуртии. И вы можете сами сразу же вспомнить, сколько вы строили домов еще 10 лет назад, сколко вы покупали автомобилей и мотоциклов еще 10 лет тому назад, сколько у нас рождалось детей и умирало. Разница была совсем незначительная по сравнению с другими народами, но у вас рождалось детей больше, чем у русских, и умирало намного меньше. Сегодня идет перевес в сторону убывания численности кряшен, убывание идет физическое и интеллектуальное, то есть прогрессирует процесс потери родного языка и превращения в русских. Выбывание идет в результате огромного оттока из селений Порым, Тыловай и других населенных пунктов, которые были заселены кряшенами. В основном это своеобразные вымирающие деревни, особенно Тыловай, что производит удручающее впечатление, но это жизненный факт. В то же время я бы хотел отметить некоторые положительные моменты, которые мы выяснили в результате исследования. Было опрошено 156 человек, был взят срез молодых, и пожилыз, и женщин, и производственных, и непроиз-водственных сфер по занятию. Очень приятно, что у всех великолепно сохранилось национальное самосознание, желание сохранить свой язык, свои обычаи, культуру,и развивать историю своего народа. Несмотря на то, что кряшены составляют 6% от населения района, около 90% должностных лиц районного масштаба - выходцы из кряшен. Это интересный феномен, уникальное явление. Но здесь большую роль играет то, что кряшены спокойно усваивают культуру трех народов: русских, татар, прекрасно говорят на обоих языках, а большинство говорит еще и на удмуртском. С древнейших времен, живя рядом с удмуртами, они набрали в себя многие элементы кухни, одежды, обычаев и многое другое. Это уникальное явле-ние, своеобразная историческая контоминация, то есть приобретение культуры многих народров на порождение собственной на их базе. Это как раз и помогает в социальной и политической активности кряшен.

Какие же задачи стоят перед вами, перед кряшенами Удмуртии? Прежде всего это задача этнической моьилизации, консолидации, то есть вы должны создать пункты, где удовлетворяются ваши просьбы и требования, и в этом направлении работать дальше. Но что обычно бывает в том явлении, когда народ начинает консолидироваться? Это прежде всего изучение собственной истории. Вот это основная задача идеологического порядка. Она, конечно, будет выполняться нами совместно. Вот если сегодня будут говорить об истории деревень или отдельных семей, то мы это должны собрать в едином научном центре, в данном случае, я считаю, в нашем Институте. Все документы, материалы, какие-то фотографии, биографии значительных личностей, не тольк генералов и ученых, но именно людей, живущих на селе. Вот этот материал мы должны с вами вместе собрать, и как планируют Министерство национальной политики и наш Институт, выпустить книгу со всеми иллюстрациями, где будут ваши красавицы и ваш быт. Возможно, это удастся сделать в цветном исполнении и эта первая историческая книга послужит дальнейшей консолидации.

Надо мобилизовать собственную энергию и в большей степени помогать сохранять эту этнополитическую стабильность в республике. Нас всех, живущих в республике - русских, кряшен, удмуртов, татар, марийцев объединяет, прежде всего, наша родная земля. Это среда нашего обитания, это собственность, которую мы имеем и в лице недр, лесов, полей, государственность, которая, хотя и удмуртская, никоем образом не ущемляет интересы других. Проводя этническую мобилизацию, надо опираться на эти факторы и заботиться отом, чтобы никому от этого не было вреда. Мы, удмурты, и руководство нашей республики, и исследовательский Институт, никоем образом не пугаемся того, что вы консолидируетесь, создадите свои какие-то культурологические, общесвенные организации, ибо всяисторическая жизнь, которая уходит вглубь веков, нам говорит о том, что мы всегда жили рядом и не враждовали друг с другом, и у нас много общего. Хочу выразить свою радость по поводу этого события и пожелать вам доброго здоровья и успехов.


(Газета "Кряшен сюзе"- "Cлово кряшен" N3, март, 2001)
 

НАВЕРХ


© Сетевой этнокультурный проект kryashen.ru, 2002.
Создание и поддержка - НКЦ кряшен г.Казани и Республики Татарстан.
Идея - Александра Журавского. Дизайн - Ольги Святкиной.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на kryashen.ru обязательна.
Вопросы, предложения:
Замечания, отзывы: